1
0
190
В условиях военного положения вопросы мобилизации приобрели особую остроту. Тысячи украинцев оказываются в ситуации, когда решения ТЦК существенно влияют на их жизнь. Всегда ли эти решения законны? Какие твои права и как их защитить? Ответы на эти и другие вопросы найдешь в нашем первом выпуске, посвященном судебным делам против ТЦК. А именно, будут даны ответы на следующие вопросы:
если ТЦК не уведомил военнообязанного о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении – является ли это основанием для признания постановления по делу об административном правонарушении неправомерным, на основании вынесения с нарушением установленной процедуры;
за сколько дней ТЦК необходимо уведомить лицо о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении;
на ТЦК возложена ли обязанность доказывания обстоятельства уведомления лица о рассмотрении дела об административном правонарушении;
лицу, к которому применяется административная санкция, должно быть обеспечено право заблаговременно знать о времени и месте рассмотрения дела;
если рассмотрение дела о привлечении военнообязанного к административной ответственности по ч. 2 ст. 210 КУоАП было проведено в его отсутствие – это противоречит требованиям действующего законодательства и лишило военнообязанного возможности реализовать свои права, предусмотренные ст. 268 КУоАП, в том числе и права на защиту;
обжалуемое постановление о привлечении к административной ответственности должно содержать информацию о доказательствах, подтверждающих изложенные в нем факты;
в судебном порядке может устанавливаться факт осуществления военнообязанным постоянного ухода за лицом с инвалидностью I группы;
что делать, если в июне 2024 привлекли военнообязанного к ответственности, который не разыскан с 26.11.12, не стал на воинский учет по настоящее время и фактически не состоял на воинском учете военнообязанных;
в пользу кого толкуются все сомнения по делам о привлечении к административной ответственности по постановлениям ТЦК;
может ли следователь через суд истребовать данные от оператора мобильной связи о входящих и исходящих соединениях по номеру телефона военнообязанного, подозреваемого по статье 336 Уголовного кодекса, в т.ч. получение сообщений в период совершения уголовного правонарушения;
в административных делах об отмене постановления ТЦК, на кого возлагается обязанность по доказыванию правомерности своего решения;
ТЦК во время судебного разбирательства может ссылаться на доказательства, которые не были положены в основу обжалуемого постановления;
постановление ТЦК должно содержать информацию о доказательствах, подтверждающих изложенные в нем факты;
может ли следователь через суд в отношении военнообязанного получить информацию о доходах, их источнике поступления в указанный период времени, а также информацию об уплате налогов для установления местонахождения военнообязанного;
цифровые документы в приложении Дія имеют юридическую силу, как их пластиковые, бумажные аналоги;
военно-учетный документ в электронной форме (в том числе распечатанный) и военно-учетный документ в бумажной форме имеют одинаковую юридическую силу;
следственный судья согласно пункту 2 статьи 206 УПК может вынести определение, которым обязать ТЦК доставить к следственному судье военнообязанного, который принудительно задержан и находится в ТЦК;
суд может поручить следователю провести следственные (розыскные) действия с целью установления местонахождения обвиняемого военнообязанного, а именно установить и допросить свидетелей из числа знакомых, соседей и родственников обвиняемого по поводу возможного его местонахождения, прохождения военной службы, возможной гибели, получения ранений и прохождения лечения в военном госпитале и вручить судебную повестку о вызове на судебное заседание;
какие последствия, если военнообязанный был вызван на рассмотрение его дела об административном правонарушении менее чем за трое суток до такого рассмотрения;
обязан ли суд приостановить производство по делу в случае пребывания ответчика в составе Вооруженных Сил Украины или других образований в соответствии с законом военных формирований, переведенных на военное положение или привлеченных к проведению антитеррористической операции;
если обжалуемое постановление не было вручено военнообязанному в день его вынесения и о нарушении своих прав военнообязанный узнал через пять дней при блокировании банковского счета.
Вот уже и ответы:
Если ТЦК не уведомил военнообязанного о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении – является ли это основанием для признания постановления по делу об административном правонарушении неправомерным, на основании вынесения с нарушением установленной процедуры?
Именно так! Это является безусловным основанием для судебного признания постановления неправомерным, поскольку такое неуведомление лишило военнообязанного прав, гарантированных Конституцией Украины и статьей 268 Кодекса Украины об административных правонарушениях (далее – КУоАП), в частности, присутствовать во время рассмотрения дела, давать объяснения, предоставлять доказательства, заявлять ходатайства, иметь профессиональную правовую помощь и т.п.
Следовательно, несвоевременное уведомление или неуведомление лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении 1 является основанием для признания постановления по делу об административном правонарушении неправомерным как такового, которое вынесено с нарушением установленной процедуры.
Аналогичный вывод изложен в постановлениях Верховного Суда от 06.03.18 дело 522/20755/16-а, от 30.09.19 дело 591/2794/17, от 06.02.20 дело 05/7145/16-а, от 21.05.20 дело 286/4145/15-а, от 31.03.21 дело 676/752/17 и от 25.05.22 дело 465/5145/16-а. Указанная суд практика Верховного суда показывает, что данная позиция является последовательной и поддерживается высшей судебной инстанцией.
За сколько дней ТЦК необходимо уведомить лицо о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении?
Не позднее чем за три дня до даты рассмотрения ТЦК дела.
На ТЦК возложена ли обязанность доказывания обстоятельства уведомления лица о рассмотрении дела об административном правонарушении?
Да, именно на уполномоченное лицо ТЦК возложена такая обязанность. Содержание этой обязанности не исчерпывается отправкой текста соответствующего уведомления, поскольку сама по себе отправка, без получения, не свидетельствует об информированности лица о времени и месте рассмотрения дела, а следовательно, делает это право недейственным. Такое уведомление имеет целью обеспечение участия лица в рассмотрении уполномоченным государственным органом дела об административном правонарушении. 1
Аналогичный вывод изложен в постановлениях Верховного Суда от 31.03.21 дело 676/752/17, от 21.03.19 дело 489/1004/17, от 30.01.20 дело 308/12552/16-а и в деле 482/9/17 и от 06.02.20 дело 205/7145/16-а.
ВИДЕО БОНУС: Консультация по ТЦК, задержанию, штрафу, повесткам, криминалу, судам, водительским правам и т.д.
Лицу, к которому применяется административная санкция, должно быть обеспечено право заблаговременно знать о времени и месте рассмотрения дела?
Да, поскольку это право является гарантией реализации других прав – на участие в рассмотрении дела об административном правонарушении, в т.ч. относительно выражения возражений, предоставления доказательств, защиты от обвинения и т.д.
Если рассмотрение дела о привлечении военнообязанного к административной ответственности по ч. 2 ст. 210 КУоАП было проведено в его отсутствие – это противоречит требованиям действующего законодательства и лишило военнообязанного возможности реализовать свои права, предусмотренные ст. 268 КУоАП, в том числе и права на защиту?
Нужно исходить из того, был ли военнообязанный заблаговременно и надлежащим образом уведомлен о таком рассмотрении или нет. В случае неуведомления и как следствие проведения рассмотрения без военнообязанного – это не только противоречит требованиям действующего законодательства, но и лишило последнего возможности реализовать свои права, предусмотренные ст. 268 КУоАП, в том числе и права на юридическую защиту.
Обжалуемое постановление о привлечении к административной ответственности должно содержать информацию о доказательствах, подтверждающих изложенные в нем факты?
Да! Потому что при принятии субъектом властных полномочий соответствующего решения (постановления) такое решение должно содержать информацию о доказательствах, подтверждающих изложенные в нем факты. В случае же отсутствия ссылок (информации) на определенные доказательства, подтверждающие факт изложенного нарушения, субъект властных полномочий не может ссылаться на доказательства, которые не были положены в основу обжалуемого решения. 1 А это уже исключает вину военнообязанного в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 210 КУоАП.
В судебном порядке может устанавливаться факт осуществления военнообязанным постоянного ухода за лицом с инвалидностью I группы?
При таких обстоятельствах согласно части второй статьи 315 Гражданского процессуального кодекса такой факт не может устанавливаться в судебном порядке в отдельном производстве, поскольку нормами законодательства предусмотрено внесудебное установление факта осуществления заявителем постоянного ухода за лицом с инвалидностью I группы и определяется прямо законом «О социальных услугах». Такой вывод согласуется с выводом, изложенным в постановлениях Верховного Суда от 10.04.19 дело 320/948/18 и 18.10.24 дело 148/524/23.
Что делать, если в июне 2024 привлекли военнообязанного к ответственности, который не разыскан с 26.11.12, не стал на воинский учет по настоящее время и фактически не состоял на воинском учете военнообязанных?
Обращаться в суд для обжалования таких действий и отмены постановления о привлечении к административной ответственности, поскольку военнообязанный не мог совершить административно наказуемое правонарушение по ч. 3 ст. 210 КУоАП с 26.11.12, так как норма ч. 3 ст. 210 КУоАП введена в действие только 19.05.24, одновременно с указанием на 60-дневный срок для уточнения своих данных по воинскому учету. В данном случае привлечение к административной ответственности по ч. 3 ст. 210 КУоАП невозможно, так как закон, который ухудшает положение, не имеет ретроспективной силы. Поэтому нет ни события, ни состава административного правонарушения ч. 3 ст. 210 КУоАП.
В пользу кого толкуются все сомнения по делам о привлечении к административной ответственности по постановлениям ТЦК?
Согласно статье 62 Конституции Украины все сомнения толкуются исключительно в пользу лица, которое привлекается к ответственности. При этом, согласно пункту 1 части 1 статьи 247 КУоАП производство по делу об административном правонарушении по части 3 статьи 210 КУоАП в отношении лица не могло быть начато, а начатое подлежит закрытию при отсутствии события и состава административного правонарушения. А как сам понимаешь, сомнения не подтверждают события состава административного правонарушения.
ВИДЕО ПОМОЩЬ: РАЗБОР ПОСТАНОВЛЕНИЯ ТЦК О НАЛОЖЕНИИ ШТРАФА / СУД ОТМЕНА
Может ли следователь через суд истребовать данные от оператора мобильной связи о входящих и исходящих соединениях по номеру телефона военнообязанного, подозреваемого по статье 336 Уголовного кодекса, в т.ч. получение сообщений в период совершения уголовного правонарушения?
Конечно, может истребовать такие данные, если в ходе досудебного расследования будет установлен мобильный номер телефона и не установлено местонахождение лица, которое может быть причастно к совершению уголовного правонарушения.
Тогда будет обоснована необходимость в получении через суд данных от оператора мобильной связи о входящих и исходящих соединениях, получении сообщений в период совершения уголовного правонарушения. Как следствие, возникает необходимость в получении временного доступа к информации, которая находится во владении оператора мобильной связи, а именно: распечаток, содержащих информацию о детализации соединений, а именно: о дате, времени и продолжительности входящих и исходящих телефонных соединений, со ссылкой на ретранслятор и привязкой к базовым станциям, с указанием их адреса, а также адрес местонахождения абонента в момент каждого входящего и исходящего телефонного соединения с указанием типа соединения, идентификатора (IMEI и IMSI) и входящих и исходящих SMS сообщений, и информацию о GPRS трафике, с учетом нулевых соединений указанных абонентов, в период времени, относительно абонентского номера. Адреса расположения и идентифицирующие признаки базовых станций, которые обеспечивали связь конечного оборудования потребителей телекоммуникационных услуг абонентов. При наличии контрактного соглашения (или соответствующей регистрации) с абонентами предоставить сведения о его личности. Местонахождение абонента с абонентским номером. Финансовые операции по зачислению, пополнению, переводу и выводу денежных средств с использованием абонентского номера мобильного телефона, с указанием получателя денежных средств, суммы транзакций, даты и времени выполнения.
В административных делах об отмене постановления ТЦК, на кого возлагается обязанность по доказыванию правомерности своего решения?
Такая обязанность возлагается на ответчика, то есть ТЦК как субъекта властных полномочий. Это предусмотрено частью 2 статьи 77 Кодекса административного судопроизводства.
ТЦК во время судебного разбирательства может ссылаться на доказательства, которые не были положены в основу обжалуемого постановления?
Следует отметить, что при принятии постановления, последнее должно содержать информацию о доказательствах, подтверждающих изложенные в нем факты. В случае же отсутствия ссылок на определенные доказательства, подтверждающие факт изложенного нарушения, субъект властных полномочий (ТЦК) не может ссылаться на доказательства, которые не были положены в основу обжалуемого решения, за исключением случаев, когда докажет, что ТЦК были приняты все возможные меры для их получения до принятия постановления, но они не были получены по независящим от ТЦК причинам.
Постановление ТЦК должно содержать информацию о доказательствах, подтверждающих изложенные в нем факты?
Да, должно содержать. В случае же отсутствия ссылок на определенные доказательства, подтверждающие факт изложенного нарушения, ТЦК не может ссылаться на доказательства, которые не были положены в основу обжалуемого решения.
Может ли следователь через суд в отношении военнообязанного получить информацию о доходах, их источнике поступления в указанный период времени, а также информацию об уплате налогов для установления местонахождения военнообязанного?
Да, может, если иным способом следователю невозможно получить необходимые сведения и получить временный доступ к документам путем их изъятия или изъятия их копий.
Для этого следователь должен обратиться в суд с соответствующим ходатайством, в котором просить предоставить разрешение следователю на временный доступ к документам с возможностью изъятия их копий, а именно: информацию о полученных военнообязанным доходах, их источнике поступления в определенный период времени, а также информацию об уплате военнообязанным налогов.
Цифровые документы в приложении Дія имеют юридическую силу, как их пластиковые, бумажные аналоги?
Да, юридическая сила таких документов является одинаковой. Это в том числе определено пунктом 12 части 1 статьи 3 закона «О Едином государственном демографическом реестре и документах, подтверждающих гражданство Украины, удостоверяющих личность или ее специальный статус», е-паспорт - паспорт гражданина Украины в форме электронного отображения информации, содержащейся в паспорте гражданина Украины в форме карточки, оформленном средствами Реестра, вместе с уникальным электронным идентификатором (QR-кодом, штрих-кодом, цифровым кодом), а также информации о месте жительства (при наличии).
Кроме того, пунктом 2 Порядка № 559 определено, что военно-учетный документ оформляется (создается) и выдается (заменяется) в электронной форме - средствами электронного кабинета призывника, военнообязанного, резервиста и/или Государственного веб-портала электронных публичных услуг в сфере национальной безопасности и обороны и/или Единого государственного веб-портала электронных услуг (далее - Портал Дія), в частности с использованием мобильного приложения Портала Дія (Дія) (в случае технической реализации); в бумажной форме - на бланке, форма которого утверждается постановлением Кабинета Министров Украины от 16.05.24 г. № 559.
То есть военно-учетный документ оформляется (создается) и выдается (заменяется) как в электронной, так и в бумажной форме, по форме, утвержденной этим порядком.
Военно-учетный документ в электронной форме (в том числе распечатанный) и военно-учетный документ в бумажной форме имеют одинаковую юридическую силу?
Да, военно-учетный документ в электронной форме (в том числе распечатанный) и военно-учетный документ в бумажной форме имеют одинаковую юридическую силу (п. 9 Порядка № 559).
ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Полиция останавливает машину, дальше работает ТЦК
Следственный судья согласно пункту 2 статьи 206 УПК может вынести определение, которым обязать ТЦК доставить к следственному судье военнообязанного, который принудительно задержан и находится в ТЦК?
Из анализа приведенной статьи можно сделать вывод, что исключительно в рамках уголовного производства следственный судья обеспечивает соблюдение прав лица, содержащегося под стражей органом государственной власти или должностным лицом, лишенного свободы при отсутствии судебного решения, вступившего в законную силу, или не освобожденного из-под стражи после внесения залога в установленном уголовно-процессуальным кодексом порядке.
В соответствии с частью 2 статьи 206 УПК, если следственный судья получает из любых источников сведения, создающие обоснованное подозрение, что в пределах территориальной юрисдикции суда находится лицо, лишенное свободы при отсутствии судебного решения, вступившего 1 в законную силу, или не освобожденное 2 из-под стражи после внесения залога в установленном этим Кодексом порядке, он обязан вынести определение, которым должен обязать любой орган государственной власти или должностное лицо, под стражей которых 3 содержится лицо, немедленно доставить это лицо к следственному судье для выяснения оснований лишения свободы. 4
Следовательно, обращаясь в суд с соответствующим заявлением в рамках рассматриваемой статьи, усматривается, что правоотношения исходят из норм УПК, при этом к заявлению следует приложить доказательства того, что военнообязанный незаконно задержан сотрудниками ТЦК и СП, и тех обстоятельств, что последний незаконно удерживается по определенному адресу.
В противном случае суд будет исходить из того, что утверждение заявителя о незаконном задержании не будет соответствовать действительности, а является явно надуманным и препятствующим осуществлению призыва граждан на военную службу во время мобилизации, поскольку призыв граждан на военную службу во время мобилизации не является лишением лица права на свободу и личную неприкосновенность, гарантированное Конституцией Украины, а является обязанностью гражданина Украины по защите Отечества, независимости и территориальной целостности Украины, а следовательно, оснований для рассмотрения заявления в порядке, предусмотренном ч. 2 ст. 206 УПК Украины, нет.
Суд может поручить следователю провести следственные (розыскные) действия с целью установления местонахождения обвиняемого военнообязанного, а именно установить и допросить свидетелей из числа знакомых, соседей и родственников обвиняемого по поводу возможного его местонахождения, прохождения военной службы, возможной гибели, получения ранений и прохождения лечения в военном госпитале и вручить судебную повестку о вызове на судебное заседание?
Да, может поручить органу досудебного расследования следственному управлению Национальной полиции провести следственные (розыскные) действия с целью установления местонахождения обвиняемого, а именно установить и допросить свидетелей из числа знакомых, соседей и родственников обвиняемого по поводу возможного его местонахождения, прохождения военной службы, возможной гибели, получения ранений и прохождения лечения в военном госпитале и вручить судебную повестку о вызове на судебное заседание.
Какие последствия, если военнообязанный был вызван на рассмотрение его дела об административном правонарушении менее чем за трое суток до такого рассмотрения?
В таком случае военнообязанный де-факто своевременно не был уведомлен о дате, времени и месте рассмотрения дела, что является основанием для отмены принятого постановления об административном правонарушении.
Обязан ли суд приостановить производство по делу в случае пребывания ответчика в составе Вооруженных Сил Украины или других образований в соответствии с законом военных формирований, переведенных на военное положение или привлеченных к проведению антитеррористической операции?
Да, это приостановление предусмотрено в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса. Поэтому суд обязан приостановить производство по делу в случае пребывания стороны или третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, в составе Вооруженных Сил Украины или других образований в соответствии с законом военных формирований, переведенных на военное положение или привлеченных к проведению антитеррористической операции.
Поскольку ответчик по делу находится в составе ВСУ, производство по делу следует приостановить до прекращения его пребывания в составе ВСУ.
Если обжалуемое постановление не было вручено военнообязанному в день его вынесения и о нарушении своих прав военнообязанный узнал через пять дней при блокировании банковского счета?
Это дает право военнообязанному обратиться в суд и просить восстановить пропущенный срок на судебное обжалование постановления о привлечении к административной ответственности. Уважительность пропуска срока обусловлена тем, что постановление не было вручено военнообязанному в день его вынесения.
Автор: адвокат Васильев Павел Сергеевич
Платные консультации: 096-476-66-66 или 095-235-31-10
Телеграм канал по тцк и юридическим новостям
Переглядів
Коментарі
Переглядів
Коментарі
Отримайте швидку відповідь на юридичне питання у нашому месенджері, яка допоможе Вам зорієнтуватися у подальших діях
Ви бачите свого юриста та консультуєтесь з ним через екран , щоб отримати послугу Вам не потрібно йти до юриста в офіс
Про надання юридичної послуги та отримайте найвигіднішу пропозицію
Пошук виконавця для вирішення Вашої проблеми за фильтрами, показниками та рейтингом
Переглядів:
121
Коментарі:
0
Переглядів:
190
Коментарі:
0
Переглядів:
263
Коментарі:
0
Переглядів:
664
Коментарі:
0
Переглядів:
330
Коментарі:
0
Переглядів:
408
Коментарі:
0
Protocol.ua є власником авторських прав на інформацію, розміщену на веб - сторінках даного ресурсу, якщо не вказано інше. Під інформацією розуміються тексти, коментарі, статті, фотозображення, малюнки, ящик-шота, скани, відео, аудіо, інші матеріали. При використанні матеріалів, розміщених на веб - сторінках «Протокол» наявність гіперпосилання відкритого для індексації пошуковими системами на protocol.ua обов`язкове. Під використанням розуміється копіювання, адаптація, рерайтинг, модифікація тощо.
Повний текстПриймаємо до оплати
Copyright © 2014-2024 «Протокол». Всі права захищені.