Немного из истории вопроса
Нежилая недвижимость до 2015 году не являлась предметом налогообложения налогом на недвижимое имущество, отличное от земельного участка. Однако, в декабре 2014 года законодатели по давней традиции почти «под елочку» сделали подарок налогоплательщикам и внесли изменения в Налоговый кодекс Украины (далее НК).
Таким образом, с 2015 года нежилая недвижимость стала объектом налогообложения. Но из всех правил есть исключения, в данном случае без них тоже не обошлось. Например, не являются объектом налогообложения:
- общежития;
- имущество, принадлежащее органам государственной власти и местного самоуправления;
- здания промышленности, в частности производственные корпуса, цеха, складские помещения промышленных предприятий;
- здания, сооружения сельскохозяйственных товаропроизводителей, предназначенные для использования непосредственно в сельскохозяйственной деятельности;
(полный перечень объектов, по которым не взимается налог, см. в п. 266.2.2. НК Украины).
Поскольку такой налог отнесен к местным, то полномочия по установлению его размера и дополнительных льгот закреплены за органами местного самоуправления. Так, в отношении имущества находящегося в пределах территории г. Одесса такие полномочия принадлежат Одесскому городскому совету.
Во исполнение требований НК, местные органы в 2015 году начали массово принимать решения об установлении размера налога на имущество. Например, в г. Одессе размер налога впервые был утвержден решением Одесского городского совета №6258-VI от 21.01.2015р. Фискальные органы, в свою очередь, принялись пополнять бюджет доначисляя налог начиная собственникам нежилого имущества с 2015 года.
Наибольшего распространения получили обращения в суд по вопросам коллизийности норм относительно времени, с которого должен уплачиваться налог, его размера и оснований для освобождения от его уплаты. Именно в контексте данных споров мы и рассмотрим вопрос взимания налога на недвижимое имущество, отличное от земельного налога.
Нарушение порядка изменения налогового законодательства
Следует отметить, что законодатель регулярно игнорирует нормы налогового законодательства, которыми устанавливаются его основные принципы.
Так, в соответствии с положениями п. 4.1.9 ст. 4 НКУ изменения в любые элементы налогов и сборов не могут вноситься позднее чем за шесть месяцев до начала нового бюджетного периода, в котором будут действовать новые правила и ставки.
Как видим, даже в вопросе налога на недвижимость законодатель изменил правила игры в канун нового года, чем был нарушен принцип стабильности налогообложения.
Согласно ч.1 ст.3 Бюджетного кодекса Украины – бюджетный период для всех бюджетов, составляющих бюджетную систему Украины, составляет один календарный год, который начинается 1 января каждого года и заканчивается 31 декабря того же года. Поэтому введение нового налога или изменение его ставки в течение бюджетного года является грубым нарушением законодательства.
Что касается аналогичных случаев изменения общегосударственных налогов, то суды, как правило, принимали сторону налоговиков, поскольку основанием для изменений были законы, которые по своей силе приравниваются к Налоговому кодексу Украины. В контексте налога на имущество, законом (НКУ) установлена лишь граничная ставка налога, в то время как сам размер устанавливается подзаконным актом – решением органа местного самоуправления. Учитывая вышесказанное, начисления и взимания налога на нежилую недвижимость в 2015 году являлась незаконной.
Освобождение от налога промышленной недвижимости
Осенью 2016 г. началась череда проверок субъектов хозяйствования по основаниям неуплаты налога на недвижимость, последствиями которых было доначисление суммы налоговых обязательств.
Зачастую, предметом спора в таких делах касается именно налог, начисленный на нежилую недвижимость, которая используется в хозяйственной деятельности.
Позиция налоговых органов по данным вопросам вызывает множество вопросов и недоразумений, не говоря об ее необоснованности с правовой точки зрения. Частично ее можно установить из разъяснений, размещенных на порталах территориальных органов ГФС (для примера: http://kyivobl.sfs.gov.ua/media-ark/news-ark/272434.html), а частично – исходя из манеры поведения самих налоговиков при проведении проверок.
Напомним, что положениями НК Украины определено, что не являются объектами налогообложения, здания промышленности, в частности производственные корпуса, цеха, складские помещения промышленных предприятий (подпункт «є» подпункта 266.2.2 пункта 266.2 статьи 266 НКУ).
Однако, фискальные органы, мягко говоря, очень широко трактуют данную норму и требуют доказательства не только того, что объект недвижимости является зданием промышленного назначения, но и в нем ведется непосредственная производственная деятельность.
К счастью, здравый смысл и судебная практика говорят о другом. Найден консенсус о необходимости соблюдения всего 2 критериев, по совокупности которых недвижимое имущество не подлежит налогообложению:
- объект недвижимости является зданием промышленности;
- данное здание принадлежит промышленному предприятию.
Для определения подпадает ли ваш объект недвижимости под критерии здания промышленности – следует обратиться в Национальный классификатор зданий и сооружений ДК 018-2000, утвержденный Государственным комитетом Украины по стандартизации, метрологии и сертификации (приказ от 17.08.2000 N 507). Именно на этот документ ссылаются как налоговики, так и суды.
Когда речь заходит о промышленном предприятии, то следует обратить внимание, что суды рассматривают данный термин в широком контексте и применяется как в отношении физических лиц-предпринимателей, так и юридических лиц. При этом основным критерием являются виды экономической деятельности, которые осуществляет такой субъект хозяйствования согласно данным государственного реестра.
Следует отметить, что никаких требований относительно подтверждения фактического выполнения промышленных операций непосредственно в объекте недвижимости законодательство не содержит, а потому, даже при проведении внеплановых проверок, вы не обязаны предоставлять такие сведения – поскольку это выходит за пределы вопросов проверки.
В контексте подобных споров интересной будет позиция, изложенная в Постановлении Верховного Суда / КАС по делу № К / 9901/1438/17 от 31.01.18, которым суд поддержал налогоплательщика, отметив, что поскольку истец является собственником нежилого здания, которое по требованиям ДК 018-2000 относится к классу (код 1251) «Здания промышленные», то отсутствуют основания для начисления налога на недвижимое имущество и обязанность его уплаты.
Алексей Ющенко
руководитель корпоративной практики, адвокат в АО "КФ "ДОМИНАНТА"
Переглядів
Коментарі
Переглядів
Коментарі
Отримайте швидку відповідь на юридичне питання у нашому месенджері, яка допоможе Вам зорієнтуватися у подальших діях
Ви бачите свого юриста та консультуєтесь з ним через екран , щоб отримати послугу Вам не потрібно йти до юриста в офіс
Про надання юридичної послуги та отримайте найвигіднішу пропозицію
Пошук виконавця для вирішення Вашої проблеми за фильтрами, показниками та рейтингом
Переглядів:
310
Коментарі:
0
Переглядів:
293
Коментарі:
0
Переглядів:
139
Коментарі:
0
Переглядів:
120
Коментарі:
0
Переглядів:
581
Коментарі:
0
Переглядів:
785
Коментарі:
0
Protocol.ua є власником авторських прав на інформацію, розміщену на веб - сторінках даного ресурсу, якщо не вказано інше. Під інформацією розуміються тексти, коментарі, статті, фотозображення, малюнки, ящик-шота, скани, відео, аудіо, інші матеріали. При використанні матеріалів, розміщених на веб - сторінках «Протокол» наявність гіперпосилання відкритого для індексації пошуковими системами на protocol.ua обов`язкове. Під використанням розуміється копіювання, адаптація, рерайтинг, модифікація тощо.
Повний текстПриймаємо до оплати
Copyright © 2014-2024 «Протокол». Всі права захищені.