Головна Блог Аналітична стаття Статті Великое открытие. Стоит ли немедленно снимать мораторий на продажу земли

Великое открытие. Стоит ли немедленно снимать мораторий на продажу земли

19.11.2018
Автор:
Переглядів : 2124

Запрет на продажу земель сельхозназначения разделил украинское общество на два лагеря: одни ратуют за немедленное открытие рынка, а другие ставят условия, опасаясь негативных последствий такого решения, сообщает dsnews.ua

У каждого мнения есть ярые сторонники, в том числе среди экспертов и участников агрорынка. 30 октября они разделились на две команды в дискуссионном клубе "ДС" с ведущим Петром Биляном. В борьбе за голоса зрителей, которые и определили победителей, игроки привели самые разные аргументы, позволяющие глубже разобраться в сути этой без преувеличения национальной дилеммы. Ведь запрет на продажу земель сельхозназначения (около 41 млн га) действует уже более 17 лет и регулярно продолжается Верховной Радой.

Итак, в баттле на тему "Мораторий на продажу земли - спасает или убивает Украину?" сошлись "красные", которые выступают за незамедлительное открытие рынка земли, и "белые", выдвигающие длинный список условий для снятия моратория. Безоговорочных приверженцев рынка представляли юридический директор агрохолдинга "Астарта" Лилия Тимакина, инвестиционный банкир Сергей Фурса и профессор Института государства и права им. В. М. Корецкого НАН Украины, доктор экономических наук Павел Кулинич. Им оппонировали директор Института социально-экономической трансформации Илья Несходовский, главный редактор сайта AgroPolit.com Наталья Белоусова и руководитель организаций "Центр развития земельных отношений в Украине" и "Максимум Украина" Леонид Корейба.

Об инвесторах и спекулянтах

Начал игру Сергей Фурса, указав на экономические последствия закрытого рынка земли. "Сейчас вы не можете купить землю и вы не можете пойти в банк, чтобы он дал вам заем под эту землю. И затягивание с открытием рынка приводит к тому, что, с одной стороны, умирают собственники паев, а с другой - мы теряем время и деньги. Вот мы провели приватизацию "Укрте­ле­ко­ма", когда он никому уже не был нужен... Мы так дотянем и с рынком земли. Мы знаем, как развиваются современные технологии, и понимаем, что, возможно, через пять-десять лет земля уже не будет таким важным инвестиционным активом, когда, к примеру, какие-нибудь хлебные деревья начнут выращивать..." - спрогнозировал инвестбанкир.

По его оценке, из-за моратория на продажу сельхозземель Укра­и­на упускает возможность прив­лечь инвестиций на сотни миллионов, а то и миллиарды долларов.

Впрочем, интерес инвесторов - это не всегда плюс, ведь агросектор может пострадать, если в него хлынут спекулянты, оппонировал Илья Несходовский из "белых".

"Основное назначение земли - это средство производства для выращивания продукции. Когда мы понимаем, что с открытием рынка цена на землю может вырасти с $1,2 тыс. га до $10 тыс., как в Польше, то земля может стать просто инвестицией. Это приведет к тому, что я могу купить ее, но обрабатывать не буду, потому что я понимаю: пройдет три года, и стоимость этой инвестиции будет не $1,2 тыс., а, условно говоря, $5-6 тыс." - пояснил Несходовский.

Однако Фурса не согласился с утверждением, что купленные участки не будут использоваться: "Инвесторы - жадные люди. И если даже я купил на ожиданиях роста цены, то почему земля должна простаивать? Я буду сдавать в аренду и получать деньги".

"Зачем вам эти проблемы: просто стали собственниками, подождали и получили прибыль", - не сдавался Несходовский.

"Это деньги", - отчеканил в ответ инвестбанкир.

Юридичні застереження

Protocol.ua є власником авторських прав на інформацію, розміщену на веб - сторінках даного ресурсу, якщо не вказано інше. Під інформацією розуміються тексти, коментарі, статті, фотозображення, малюнки, ящик-шота, скани, відео, аудіо, інші матеріали. При використанні матеріалів, розміщених на веб - сторінках «Протокол» наявність гіперпосилання відкритого для індексації пошуковими системами на protocol.ua обов`язкове. Під використанням розуміється копіювання, адаптація, рерайтинг, модифікація тощо.

Повний текст