Головна Блог Аналітична стаття Статті Транспортный налог: какая она, расплата за «роскошь»???

Транспортный налог: какая она, расплата за «роскошь»???

29.04.2016
Переглядів : 3244

Экономическая ситуация в Украине остается крайне сложной. Бюджет, как никогда, нуждается в деньгах, а власть имущие не устают искать выход из сложившейся ситуации. К примеру, уже несколько лет подряд законодатель «совершенствует» налоги для богатых. И вроде бы сама идея хороша, ведь справедливо, когда более обеспеченные платят в казну больше. Но…Все ли так красиво, как было задумано изначально? Попробуем в этом разобраться на примере налога на «роскошные» авто, уплачиваемого физлицами (хотя многие выводы статьи могут также использовать юрлица).

Что имеем?

В конце декабря 2015 года народные избранники приняли Закон № 909[1], который содержал очередные «подарки» для автовладельцев (вступил в силу 01.01.2016 г.). Этот сценарий почти в точности повторил тот, который был реализован в конце декабря 2014 года – при принятии Закона № 71[2], реанимировавшего транспортный налог[3] (вступил в силу 01.01.2015 г.). Но теперь налогом облагаются легковые автомобили, возраст которых не превышает 5 лет и среднерыночная стоимость которых составляет более 750 размеров минимальной заработной платы, установленной на начало года. Таким образом, если следовать фискальной позиции, новый-старый налог в 2016 году должен взиматься с автомобилей, которые выпускаются с 2011 года и стоимость которых составляет более 1033500 грн. (1378 грн. × 750)[4].

Среднерыночная стоимость автомобиля должна определяться центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику экономического развития, по методике, утвержденной КМУ, исходя из марки, модели, года выпуска, типа двигателя, объема цилиндров двигателя, типа коробки переключения передач, пробега легкового автомобиля, и размещается на его официальном сайте. Соответствующий документ уже принят и утвержден – это Методика № 66[5].

Законом предусмотрено, что сведения, необходимые для расчета транспортного налога, контролирующие органы получают от органов внутренних дел (пп.267.6.3 ст.267 НКУ). При этом пп.267.6.10 ст.267 Кодекса предоставляет автовладельцам-физлицам возможность доказать, что стоимость автомобиля не превышает критической для транспортного налога суммы. Для этого необходимо обратиться в контролирующий орган по месту регистрации плательщика налога с предоставлением документов, подтверждающих право собственности на объект налогообложения, переход права собственности на объект налогообложения, документов, влияющих на среднерыночную стоимость легкового автомобиля.

«Роскошный» налог – «роскошные» пробелы

Уже сегодня становится очевидным, что предложенная конструкция взимания транспортного налога, мягко говоря, не идеальна.

Во-первых, это нарушает принцип избежания двойного налогообложения:м ведь пока не доказано обратное, считается, что собственник авто приобрел его за счет денежных средств, с которых честно уплатил все налоги, в том числе налог на доходы (налог на прибыль).

Кроме того, в цивилизованном мире подобные налоги заложены в стоимость топлива – введены акцизные сборы на топливо и НДС, суммы которых взимаются при приобретении топлива. Таким образом, на практике действует принцип – чем больше автовладелец ездит, тем больше он уплачивает налогов государству. А вот украинский транспортный налог нужно уплачивать даже в том случае, если автомобиль за год ни разу так и не выехал на проезжую часть.

Во-вторых, по общему правилу налог (а точнее закон, которым такой налог предусмотрен) не может «работать» задним числом. Ведь лица, которые приобретали автомобили ранее (то есть до момента введения налога в действие), не могли предполагать, что возникнут такие риски. Поэтому если в данном случае говорить о соблюдении принципов справедливости и стабильности, целесообразным видится принятие нормы, согласно которой налогообложению должны подлежать транспортные средства, приобретенные после введения налога в действие.

Юридичні застереження

Protocol.ua є власником авторських прав на інформацію, розміщену на веб - сторінках даного ресурсу, якщо не вказано інше. Під інформацією розуміються тексти, коментарі, статті, фотозображення, малюнки, ящик-шота, скани, відео, аудіо, інші матеріали. При використанні матеріалів, розміщених на веб - сторінках «Протокол» наявність гіперпосилання відкритого для індексації пошуковими системами на protocol.ua обов`язкове. Під використанням розуміється копіювання, адаптація, рерайтинг, модифікація тощо.

Повний текст