Головна Блог Аналітична стаття Статті "Почему в Украине нет необходимости проводить налоговую реформу"

"Почему в Украине нет необходимости проводить налоговую реформу"

11.07.2014
Автор: ICF legal service
Переглядів : 1468

Нужно ли менять налоговое законодательство? На этот вопрос в Правительстве предложили ответить бизнесу, предоставив для ознакомления Концепцию реформирования налоговой системы, однако уже сейчас можно сказать, что инициатива Кабинета министров может не найти поддержки у налогоплательщиков. По задумке разработчиков, реформа налоговой системы займет два года. Ее результатом в 2016 году станет новый Налоговый кодекс (НК).


Вектор на сближение?

Документ предполагает изменения по нескольким основным направлениям.
В частности, новое налоговое законодательство будет нацелено на сокращение количества обязательных проверок. Согласно документу, плательщик сможет самостоятельно определять способ, с помощью которого таковая будет проведена. Также в правительстве задумались и об эффективном диалоге фискального органа с плательщиками – «дружеские» отношения собираются налаживать, предусмотрев в новом НК норму об ответственности сотрудников налоговой за нарушения в отношении плательщиков. В частности: за безосновательное непринятие деклараций, несвоевременное возмещение НДС, непредоставление налоговых консультаций и отсутствие ответов на запросы налогоплательщиков.
Не смотря на критику предыдущего руководства страны, новый состав Кабмина решил не отказываться от нескольких идей предшественников. Во-первых, речь идет об унификации бухгалтерского и налогового учетов, как основного метода учета доходов и расходов, налоговых обязательств и налогового кредита единого метода учета. Во-вторых, о сокращении перечня налогов и сборов. По словам Премьер-министра Арсения Яценюка общее количество таковых в Украине не должно быть более восьми платежей. В этом вопросе разработчики опираются на примеры развитых европейских стран, где количество налогов и сборов не превышает десяти позиций. Впрочем, вряд ли сокращение перечня налогов поспособствует доверительным отношениям бизнеса и фискального органа.
Дело в том, что компенсатором ликвидированных платежей может стать расширение базы налогообложения для физлиц, которая может повлиять на ухудшение потребительских настроений, и минимизация налоговых льгот.
В представленной Кабмином Концепции, говорится о том, что бизнес сможет рассчитывать на налоговую «скидку» только в случае, если государство сочтет его деятельность приоритетной в социально-экономическом плане. Правительство делает ставку на отрасли, которые нацелены на инновации, энергосбережение и повышение энергоэффективности.
Но, как быть остальным? Например, аграриям. В целом, отмена льгот соответствует рекомендациям Международного валютного фонда. К слову, последний снова выступил с предложением для Украины об упразднении льготы для аграриев по уплате налога на добавленную стоимость (НДС) и перевеводе этого сектора экономики на обычный режим уплаты НДС. По подсчетам аграриев, если решение об отмене льгот для сельхозпроизводителей будет принято, отрасль может потерять порядка 19 млрд грн.

Актуальность реформы через два года.
В европейских странах, на опыт которых все чаще опирается Кабмин, к примеру, налоговые льготы предоставляются тому бизнесу, который развивается пассивно, или не выходит на себестоимость продукции. Таким отраслям государство создает дополнительные стимулы и условия для комфортной деятельности. Естественно предоставление льгот в развитых странах сопровождается жестким контролем и имеет четкое направление. В Великобритании, к примеру, используется налоговая скидка для новых инвестиций. В США правительство предоставляет налоговые льготы и кредиты компаниям, работающим в сфере развития науки и техники. Соседняя Польша также может быть примером. Там, в регионах свысоким уровенем безработицы действуют специальные экономические зоны. В таких зонахинвесторы могут получить возможность не платить налог на прибыль в течение 10 лет.
В Украине же, льготы, как правило, предоставляются в ручном режиме, и предугадать останутся ли в приоритете те отрасли, которые уже сейчас прописаны в Концепции, через два года, проблематично. Как и остальные, более конкретные изменения, которые, устно, уже обсуждаются среди чиновников. В частности, речь идет о изменении НДС и снижении ставки налога на прибыль. Так, на стадии обсуждения - внедрение дифференциальной ставки НДС. Налогоплательщикам могут предложить платить 7% при расчетах между плательщиками налога и до 17% на операции между неплательщиками. Однако планы Правительства противоречат логике сотрудничества с Европейским союзом (ЕС), поскольку введение дифференциальной ставки НДС не соответствует законодательству европейских государств, а это автоматически приведет к тому, что уже через несколько лет после принятия нового НК, налоговое законодательство Украины снова подвергнется изменениям. Что же касается ставки налога на прибыль, то в Кабмине намерены пойти на ее снижение с существующих 18% до 10%. При этом может быть введен налог на основной капитал в размере 1% от объекта налогообложения. Повлияет ли снижение ставок на приток инвестиций в страну предугадать сложно. Ведь существующие ставки этих налогов у нас и так меньше, чем в некоторых европейских странах. Впрочем, разработчики документа и сами признают, что сегодня фискальная система Украины не обеспечивает сбалансированной, с реальными возможностями экономики, налоговой нагрузки на предпринимателей. Цифры говорят сами за себя. К примеру, объем теневой экономики в Украине составляет от 28 до 52%. Сократить эти показатели можно за счет уменьшения нагрузки на зарплатный фонд. К примеру, снизив ставку единого социального взноса (ЕСВ). Сейчас она устанавливается в зависимости от класса профессионального риска - от 36,76 % до 49,7%. В первую очередь снижение ЕСВ поможет вывести из «тени» малый и средний бизнес. На уровне чиновников в Правительстве в рамках предложенной налоговой реформы, впрочем, также обсуждается понижение ставки ЕСВ - до 18%. Однако, как и ранее возникает вопрос, чем перекрыть потери от снижения налога вполовину и более. Предыдущее руководство страны также намеревалось ослабить нагрузку на зарплатный фонд с помощью этого механизма (снижение ЕСВ до 18%). В виде компенсатора Министерство доходов и сборов озвучивало внедрение всеобщего обязательного декларирования. Но эта программа до сих пор находится на стадии разработки. Учитывая вышеизложенное, целесообразность проведения такой налоговой реформы по-прежнему остается под вопросом. Поскольку, в существующих реалиях, проблема не только в ставках налогов и их количестве, сколько в качестве администрирования платежей, количестве отчетных документов и завышенных плановых показателях поступлений в бюджет. Именно это влечет за собой коррупцию со стороны налоговых органов и все большее желание уйти в «тень» со стороны бизнеса. Для последних же важнее прозрачность начислений и простота администрирования налогов.

Первая «ласточка»
В то же время, помимо Концепции налоговой реформы, Кабмин уже пытается вносить точечные изменения в НК. Ряд изменений уже отображены в законопроектах о внесении изменений в НК. Планируется новый вид налога – налог на доходы от капитала. К таким относятся дивиденды, проценты, роялти, инвестиционная прибыль. Вводится налог для банков на сумму процентов, начисленных в пользу физических лиц по вкладам - банки и кредитные союзы должны будут платить по основной ставке налога на прибыль в размере 18%. Так же у инвестиционных фондов (ИСИ) заберут налоговую льготу. Правительство собирается взымать с них налог на прибыль по такой же стандартной ставке 18%. Такие нормы, по мнению разработчиков, должны увеличить доходную часть государственного бюджета. Но не исключено, что подобные новшества заставят кредитные учреждения увеличить ставку по кредитам и снизить по депозитам, а инвесторов остановить текущие и новые проекты. Это грозит сворачиванием инвестдеятельности в целом, которая так необходима украинской экономике.

Наталья Ульянова,
директор департамента международного налогового планирования
ЮФ ICF Legal Service

Юридичні застереження

Protocol.ua є власником авторських прав на інформацію, розміщену на веб - сторінках даного ресурсу, якщо не вказано інше. Під інформацією розуміються тексти, коментарі, статті, фотозображення, малюнки, ящик-шота, скани, відео, аудіо, інші матеріали. При використанні матеріалів, розміщених на веб - сторінках «Протокол» наявність гіперпосилання відкритого для індексації пошуковими системами на protocol.ua обов`язкове. Під використанням розуміється копіювання, адаптація, рерайтинг, модифікація тощо.

Повний текст