Головна Блог Аналітична стаття Legal Tech Legal Marketplace - место, где продают и покупают юристов - как работают интернет-магазины юридических услуг

Legal Marketplace - место, где продают и покупают юристов - как работают интернет-магазины юридических услуг

29.07.2020
Переглядів : 8154

"Адвокат! Скидка 40%!" - как работают интернет-магазины юридических услуг

«Найди юриста! В любое время! В любом месте!» - этот слоган в том или ином варианте обыгрывается практически в каждом онлайн-агрегаторе правовых услуг, или как их еще называют юридических маркетплейсах.

Оглавление:

Начиная с 2008 года, в мире было запущено более 380 юридических маркетплейсов, в том числе около 40 – на постсоветском пространстве. Однако «взлетели» далеко не все из них, более того, реально прибыльными и действующими, является не так уж и много. Причем это касается не только Украины, где legaltech только набирает обороты, но и США, где совокупный размер инвестиций в сферу онлайн-поиска юристов исчисляется сотнями миллионов долларов. Энтузиасты создания юридических маркетплейсов уверены – рано или поздно, но все правовые сделки будут совершаться только онлайн. Поэтому никто не собирается останавливаться на достигнутом. Отметим также, что всего на сегодня известно около 1338 лигалтех-стартапов, часть из которых уже закрылась, несмотря на значительные инвестиции (тот же Atrium, получивший 75 млн у.е. инвестиций), но все еще надеющихся на успех в смежных сферах https://angel.co/legal-tech-1

Виды маркетплейсов: от онлайн-каталогов до юридических "консьержей"

Сейчас развитие инноваций идет по следующим направлениям:

  • автоматизация типовых юридических услуг, в результате чего клиенты уже сейчас могут самостоятельно, без помощи юриста, решать в режиме онлайн такие задачи как регистрация бизнеса, декларирование доходов, подготовка несложных исковых заявлений и договоров, регистрация товарного знака (LegalShield https://www.legalshield.com/, Hugo.Legal https://hugo.legal/, pravorub.ru);
  • запуск различных площадок в формате каталогов и директорий, MarketPlace, которые способствуют снижению стоимости юридических услуг из-за более прозрачной конкуренции (Avvo.com, rocketlawyer.com, https://www.findlaw.com/, «ПРОТОКОЛ», https://www.lawanswers.com.au/, https://www.directlaw.com/);
  • автоматизация работы самих юристов — это различные CRM, системы документооборота, автоматизированные опросники, конструкторы документов и т.п. (lexmachina.com, hireanesquire.com, casetext.com);
  • “юридические консьержи”, которые подбирают клиентам проверифицированных юристов под их запросы (https://www.upcounsel.com/, https://www.lawtrades.com/ , Legal.io);
  • технологичные юрфирмы, которые с помощью стандартизации процессов предоставления юруслуг (и тд.) коммодитизируют их, предлагая юрсопровождение по подписке или юруслуги по фиксированным ценам (https://www.legalzoom.com/).

Такой разброс IT-решений для юристов обусловлен лишь одной причиной – каждый ищет свою нишу, поскольку разработать универсальный роботизированный маркетплейс для юристов пока не представляется возможным. Тому есть ряд причин – и принципиальная невозможность алгоритмизировать ряд юридических услуг, особенно на стыке нескольких отраслей права, и сложность в создании максимально полного каталога юристов (это касается в том числе и критериев отбора юристов в такой каталог-директорию). В свою очередь и стимулы для развития таких площадок тоже весомы: клиенты, и среди них особенно предприниматели, уже заинтересованы в сокращении финансовых и временных затрат на решение юридических вопросов. Это является мощным стимулом для инноваций в отрасли, которые постепенно меняют юридический рынок, усиливая конкуренцию и делая ее более прозрачной. В любом случае в ближайшее 5–10 лет можно ожидать все более интенсивное перетекание юридических услуг в интернет, снижение их стоимости за счет автоматизации и более совершенной конкуренции, а также уменьшение роли юриста при подготовке многих документов (договоры, налоговые декларации) и проведении типовых процедур.

Чтобы убедиться в этом, ознакомимся с основными игроками на рынке, каких успехов они уже достигли и какие проблемы все еще предстоит решить.

Что мешает быстрому "взлету" юридических маркетплейсов

Одна из последних попыток переосмысления роли юридического маркетплейса – запуск несколько лет назад США проекта UpCounsel (офис – Сан-Франциско, объем инвестиций - USD 26M, основные инвесторы - Iowa City Capital Partners, Runway Venture Partners, Collaborative Fund). В проекте используется механика Upwork. Пользователь либо выбирает по фильтрам и отзывам конкретного юриста, либо пишет запрос всем желающим, что-то вроде: «Нужна разовая консультация о разводе» или «Ищу юриста на неполный рабочий день для просмотра договоров в бизнесе». Разработчики решили уйти от решения самых простых юридических действий, и поэтому для формирования заявки заказчик отвечает на непривычно большое количество вопросов. С одной стороны, исполнитель получает уже хорошо оформленный лид. Заинтересовавшиеся работой юристы возвращаются с коммерческим предложением, заказчик с ними торгуется и выбирает идеальный вариант. С другой стороны, многие потенциальные клиенты не привыкли так долго готовиться к «ожиданию» поиска юриста, им хочется найти юриста (и\или решение своей проблемы) в один клик. Для сравнения: постановка заявки на поиск программиста занимает 1-1,5 минуты, а юриста — 6-7, что фантастически долго для 2020 года. Если это осознанное решение, то вероятно, связано с ценой времени исполнителя. Программист из Индии за $20 в час пусть разбирается во всём сам, а адвокату со ставкой $250 с сортировкой поможет сервис, пусть и за счёт чуть раздражённого пользователя.

Читайте статью: Судебный бизнес при помощи IT-технологий: золотое дно для продвинутых инвесторов!

Стартап также проверяет юристов на необходимые лицензии. Реклама обещает также скрининг по квалификации и отбор только лучших из лучших, но, кажется, в этом месте лукавит. В остальном — всё как и везде, что-то новое тут придумать сложно. Кроме как мы уже говорили, своей собственной ниши.

Схема работы любого юридического маркетплейса не так уж и сложна: как можно быстрее найти квалифицированного юриста, который подойдет для решения проблемы.

Чтобы решить эту проблему, необходимо систематизировать информацию по ряду ключевых критериев. Для клиента – это специализацию юриста, стоимость его услуг и репутация. Со стороны юристов тоже есть ряд сложностей. Например, необходимо идеально подобрать финансовый порог «входа» в тот или иной маркетплейс. В том числе, сразу сообщить: входят ли в стоимость входа (абонплаты) рекламные и\или маркетинговые услуги для продвижения профиля того или иного специалиста. Для украинского юриста эти затраты не критичны, но вот европейская фирма в среднем тратит около 12 000 евро на одного юриста в год на привлечение клиентов. Это и участие юриста на конференциях в качестве спикера, и проплаченные публикации в СМИ, и посещение закрытых сообществ, где собираются потенциальные клиенты. Все эти расходы делает юрфирма, чтобы ее работник налаживал контакты. Второе - и главное для абсолютно любого юридического маркетплейса – это резкое снижение затрат на неюридическое работу (прежде всего, речь идет о расходах на офис). Если маркетплейс успешно автоматизирует даже такой простой момент как переписка с потенциальными клиентами (уточнение запроса, проверка клиента, исследования по истории его бизнеса или компании), то уже позволит снизить стоимость юруслуг на 15-25%. И, в-третьих, как бы это банально не звучало, но часто в бизнесе просто не знают, какие есть опции на юридическом рынке, и поэтому часто переплачивают. Классический пример, который гуляет по СМИ, касается того, как за открытие представительства юрлица в Швейцарии «оффлайн» фирмы берут в среднем от 4000 евро, в то время как уже несколько лет есть онлайн-сервис, позволяющий сделать то же самое за 500 евро.

Юридичні застереження

Protocol.ua є власником авторських прав на інформацію, розміщену на веб - сторінках даного ресурсу, якщо не вказано інше. Під інформацією розуміються тексти, коментарі, статті, фотозображення, малюнки, ящик-шота, скани, відео, аудіо, інші матеріали. При використанні матеріалів, розміщених на веб - сторінках «Протокол» наявність гіперпосилання відкритого для індексації пошуковими системами на protocol.ua обов`язкове. Під використанням розуміється копіювання, адаптація, рерайтинг, модифікація тощо.

Повний текст