Головна Блог Аналітична стаття Legal Tech Чатботы в LegalTech: монетизация проблематична, а перспективы туманны

Чатботы в LegalTech: монетизация проблематична, а перспективы туманны

19.08.2020
Переглядів : 4344

Прежде чем начать разговор о роли Искусственного интеллекта (ИИ) в лигалтехе, прошу обратить внимание лишь на две цифры.

$26 млрд – столько в 2019 году составили инвестиции в стартапы ИИ по данным CB Insights.

$760 миллиардов – заложило правительство Китая (согласно «Плану развития технологий искусственного интеллекта нового поколения») на внедрение технологий с элементами ИИ по всей стране до 2025 года, в том числе в «умных городах», оборонке, сельском хозяйстве, медицине и правовых услугах.

Оглавление:

То есть интерес к теме огромен, и юридическая профессия в этом аспекте не может быть исключением. Но парадокс заключается в том, что и хайп на теме Legal AI тоже чрезмерный. Более того, можно даже утверждать, что спекуляции, поднятые вокруг юридических технологий (legal tech), на самом деле часто весьма некомпетентны. То, что сейчас подразумевается под юридической технологией, – в основном представляют собой справочно-правовые системы, решения по учету, обработке и хранению данных. Еще одно направление – это системы планирования работы сотрудников, отчетности, контроль оплаты счетов, подведение итогов и так далее. Юридическая ли это технология? Ни в коем случае, это может быть применено к любым сотрудникам. При этом сложно найти лигалтех разработку, которая в описании хотя бы один раз не сделала отсылку к ИИ.

Идем далее. «Боты – убийцы консалтинговой профессии» - так называлась одна из тем выступлений на первой украинской ChatBot Conference в 2017 году. Лектор – фигура в украинском лигалтехе известная, до сих пор интересуется и принимает участие во многих разработках в этой сфере. Но вот какой интересный нюанс: одно из его детищ – бот для юридических консультаций Bot.Lawyer – так и не заработал, не то что не стал убийцей чего бы то ни было. Сайт нынче не активен, так что можно сказать что убийство не состоялось по техническим причинам. Прошло всего три года, и вот 2020 год вновь заговорил уголовным сленгом. Только теперь уже утверждают, что именно разработка GPT-3 (нейронное программирование на основе лингвистического анализа) станет убийцей всех недоботов, которые хоть и заявляют напыщенно, что используют в своей работе ИИ, на самом деле являются не более чем автоматизированными опросниками.

Читайте статью: Пандемия COVID-19 «встряхнула» рынок legalTech: тренды 2020 года и перспективы на ближайшее будущее

ИИ не заменит человека-юриста, но изменит суть его работы

Если через несколько десятков лет у какого-нибудь робота-юриста будут брать интервью и спросят, а что же стало настоящей причиной его создания, он ответит, что благодарен своему появлению матушке природе, которая придумала COVID-19. Черный юмор, конечно, но он точно показывает, что без социального дистанцирования одновременно по всему миру и всплеска необходимости удаленной работы – развитие лигалтеха было бы в разы меньшим. И речь сейчас даже не в размерах инвестиций или готовности руководителей юрфирм внедрять технологии. Речь в психологии и социологии. Только в связи с опросами, появившимися в период пандемии, стало понятно, как много юристов (67%!) «чувствуют себя похороненными в малоценной работе». https://www.artificiallawyer.com/2020/07/28/67-of-inhouse-lawyers-feel-buried-in-low-value-work/ Вместо творческого поиска решения правовой проблемы, юристы повседневно занимаются ответами на базовые вопросы, или поиском информации в базах данных, или банальным выбором шаблона Word для нового контракта. От всего этого юриста можно и нужно избавить, и роль виртуальных помощников здесь просто неоценима. Это на самом деле поняли уже давно, и именно с этим был связан всплеск популярности юридических чат-ботов за последние 10 лет.

На сегодняшний день их разнообразие велико, как в Украине, так и за рубежом. Но развитие их замедлилось, а «услуги» становятся все более однотипными. Революционного прорыва ни один Lawbot до сих пор не достиг, и такое чувство, что боты просто достигли потолка своего развития.

Впрочем, говоря о «потолке», мы подразумеваем функционал и сферу применения, но никак не видовое разнообразие.

Вот лишь несколько примеров. За последние три месяца сразу 36 штатов в Америке стали использовать чат-ботов, чтобы помочь людям получать информацию о COVID-19, пособиях по безработице, помощи при разводе и алиментах. В свою очередь Deloitte Legal и вовсе запустил бесплатный чат-бот Free Legal Answers UK, который помогает физическим лицам получать юридическую поддержку на безвозмездной основе.

Юридичні застереження

Protocol.ua є власником авторських прав на інформацію, розміщену на веб - сторінках даного ресурсу, якщо не вказано інше. Під інформацією розуміються тексти, коментарі, статті, фотозображення, малюнки, ящик-шота, скани, відео, аудіо, інші матеріали. При використанні матеріалів, розміщених на веб - сторінках «Протокол» наявність гіперпосилання відкритого для індексації пошуковими системами на protocol.ua обов`язкове. Під використанням розуміється копіювання, адаптація, рерайтинг, модифікація тощо.

Повний текст