Главная Блог Аналитические статьи Статьи Уменьшение давления на бизнес от трудовых проверок. Законопроект №6489

Уменьшение давления на бизнес от трудовых проверок. Законопроект №6489

19.07.2017
Просмотров : 1514

На прошлой неделе парламент в первом чтении принял небольшой по содержанию законопроект №6489 «...относительно предотвращения чрезмерного давления на субъектов хозяйствования мероприятиями государственного надзора за соблюдением законодательства о труде» (http://w1.c1.rada.gov.ua/pls/zweb2/webproc4_1?pf3511=61864).

Тема чрезмерного давления всегда была острой для отечественного бизнеса, но после введения новых штрафов за нарушение законодательства о труде и наделения Гоструда и органов местного самоуправления сверхширокими полномочиями в данной сфере (как справедливо считают многие), эта тема стала еще более актуальной.

По моему мнению, предлагаемые авторами законопроекта изменения, очень неплохи. Но смогут ли они предотвратить то самое чрезмерное давление на бизнес при проведении проверок в сфере соблюдения законодательства о труде? Попробуем разобраться, остановившись на нескольких наиболее важных пунктах проекта.

1. Статьей 265 КЗоТа предусмотрена ответственность работодателей, в том числе за недопуск к проведению проверки по вопросам соблюдения законодательства о труде и создание препятствий в ее проведении.

То есть, законом предусмотрена ответственность за создание препятствий проверяющим, но нет определения таким действиям.

Законопроект предлагает дать определение этого термина в ст.1 ЗУ «Об основных началах гос.надзора в сфере хозяйственной деятельности». Так, созданием препятствий органам государственного надзора (контроля) или их должностным лицам при осуществлении мероприятий контроля считается невыполнение их законных требований или недопуск к проведению проверки.

Считаю, что не предоставление документов, пояснений на запрос (требование) должностных лиц органа контроля при проведении проверки можно отнести к созданию препятствий проверяющим (получается: к проверке допустили, но не дали документы, в итоге штраф в размере 320000 грн. получили).

Кроме того, согласно данного определения и не выполнение законных требований проверяющих, и их не допуск к проверке относятся к созданию препятствий органам гос.надзора. Получается, что авторы законопроекта отождествили недопуск проверяющих с созданием им препятствий. В тоже время, абзац 6 ч.2 ст.265 КЗоТа эти нарушения разделяет (работодатель по данной норме ст.265 КЗоТа может быть привлечен к ответственности либо за создание препятствий, либо за недопуск).

Резюме: определение термина «создание препятствий органам гос.надзора», считаю, позволит штрафовать работодателей за неисполнение любого (из очень многочисленных, предусмотренных законодательством) требований проверяющих, и кроме того, несколько не согласовывается со ст.265 КЗоТа, которая создание препятствий проверяющим и их не допуск не отождествляет.

2. Предлагается установить (путем дополнения ч.6 ст.7 Закона о госнадзоре), что в случае создания субъектом хозяйствования препятствий органу госнадзора при осуществлении надзорных (контрольных) мероприятий, в акте обязательно описываются действия или бездействия, которые привели к созданию таких препятствий, со ссылкой на соответствующие нормы закона.

Юридические оговорки

Protocol.ua обладает авторскими правами на информацию, размещенную на веб - страницах данного ресурса, если не указано иное. Под информацией понимаются тексты, комментарии, статьи, фотоизображения, рисунки, ящик-шота, сканы, видео, аудио, другие материалы. При использовании материалов, размещенных на веб - страницах «Протокол» наличие гиперссылки открытого для индексации поисковыми системами на protocol.ua обязательна. Под использованием понимается копирования, адаптация, рерайтинг, модификация и тому подобное.

Полный текст