Главная Блог Аналитические статьи Статьи РЕГИСТРАЦИЯ ЧУЖОЙ ТМ: ЗАБЛУЖДЕНИЕ ИЛИ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ

РЕГИСТРАЦИЯ ЧУЖОЙ ТМ: ЗАБЛУЖДЕНИЕ ИЛИ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ

30.11.2017
Автор:
Просмотров : 1975

Торговая марка охраняет возникшую у потребителя ассоциативную связь между качеством товара/услуги и его производителем. Эта связь (узнавание) может возникнуть только в результате использования знака: производства и продажи товаров, оказания услуг, рекламирования и любой другой коммуникации с потребителем.

Читайте статью: Можно использовать произведение как торговую марку?

Закон возлагает на владельца ТМ единственную обязанность: добросовестно пользоваться правами (ст. 17). Во-первых, это означает обязанность использовать знак. Во-вторых, это означает обязанность не злоупотреблять правом на защиту. Получается, что использование обозначения для идентификации производителя товаров/услуг – ключевое условие для возникновения правовой охраны. Создание препятствий для использования идентичных или сходных знаков в ситуации, когда владелец знака сам его не использует, не должно находится под защитой суда.

Исходная ситуация: иностранная компания зарегистрировала свою ТМ в разных странах, но по каким-то причинам пропустила Украину, хотя её товары/услуги присутствуют на рынке Украины. Тем временем некий субъект регистрирует в Украине фактически чужой знак либо с целью дождаться случая и продать его той иностранной компании, либо использовать для своего дела.

Упаковка для сушеных кальмаров 2006 год

Истец подал иск об отмене ТМ, поскольку путем ввоза и реализации продукции он начал использовать идентичное обозначение раньше даты подачи заявки на ТМ ответчика. Кассация отметила, что нужно выяснить возможность фактического ознакомления с товарами, на которые нанесено спорное обозначение, потребителями этой страны до даты подачи заявки ответчиком.

Пользуйтесь консультацией: Сущность и проблемы уголовно-правовой защиты прав интеллектуальной собственности в Украине

ВХСУ указал, что путем назначения судебной экспертизы нужно установить, порождает ли спорное обозначение в сознании потребителя ассоциации, связанные с определенным производителем, которые на самом деле не соответствуют действительности, а при позитивном ответе – выяснить факторы, которые на это влияют (постановление ВХСУ от 19 сентября 2006 г. по делу № 21/360). Этот спор описан в п. 6 обзорного письма ВХСУ от 22.01.2007 г. № 01-8/24 «Про практику застосування господарськими судами законодавства про захист прав на знаки для товарів і послуг».

Спустя 10 лет в споре о ТМ «Женский журнал» кассация поддержала такой подход (Постановление ВХСУ по делу № 910/13533/15 от 23.02.2016 г.).В решение Хозяйственного суда г. Киева от 09.10.2015 г. по этому делу (которое ВХСУ отменил) есть удачное описание двух ситуаций, когда возникает опасность введения потребителя в заблуждение относительно производителя товара:

(1) обозначение является ложным – т.е. содержит неправдивые указания о владельце знака или указание другого производителя;

Юридические оговорки

Protocol.ua обладает авторскими правами на информацию, размещенную на веб - страницах данного ресурса, если не указано иное. Под информацией понимаются тексты, комментарии, статьи, фотоизображения, рисунки, ящик-шота, сканы, видео, аудио, другие материалы. При использовании материалов, размещенных на веб - страницах «Протокол» наличие гиперссылки открытого для индексации поисковыми системами на protocol.ua обязательна. Под использованием понимается копирования, адаптация, рерайтинг, модификация и тому подобное.

Полный текст