Главная Блог Аналитические статьи Статьи Мораторий на проверки: вроде есть, но его все меньше

Мораторий на проверки: вроде есть, но его все меньше

26.04.2017
Просмотров : 6934

Хорошая новость — мораторий на проверки снова продлен! Плохая новость — по старой доброй традиции список органов, на которые он не распространяется, в этом году еще расширили! Теперь возникает вполне логичный вопрос — а нужен ли вообще такой полумораторий? Попробуем разобраться и увидим, что получится!

История не одного моратория…

Первоначально мораторий на проверки бизнеса был введен в 2014 году Законом № 1622(1) и действовал в период с августа и до конца декабря 2014 года. Под запрет тогда попали любые виды проверок контролирующих органов (за исключением ГФС), кроме как по разрешению Кабмина или заявлению самого предприятия.

В конце 2014 года Верховная Рада продлила данный «общий» мораторий до июня 2015 года. Но под исключения наравне с органами ГФС попали уже и органы Государственной финансовой инспекции. Тогда же, в декабре 2014 года, Верховная Рада «придумала» еще один мораторий — «налоговый». Соответствующие положения были прописаны в п.3 р.II «Заключительные положения» Закона № 71, которым внесены налоговореформационные изменения в НКУ. По общему правилу этот мораторий распространялся только на предприятия с доходом за предыдущий год менее 20 миллионов гривен. Отдельного внимания заслуживает тот факт, что законодательных пробелов, а также случаев, на которые указанный проверочный запрет не распространялся, имело место великое множество. Именно поэтому данный мораторий специалисты зачастую называли «невидимым».

А уже летом 2015 года в полной мере проявилось определенное противоречие между судебной практикой, позицией Минюста и Государственной регуляторной службы о продлении действия «общего» моратория, поскольку в июне истек срок его действия. Но тогда Государственная регуляторная служба успокоила общественность, разъяснив, что действие «налогового моратория» распространяется, по сути, на проверки всех контролирующих органов.

Таким образом, считалось, что до окончания 2016 года действовал мораторий на все виды проверок контролирующих органов, в том числе и ГФС, который распространялся на предприятия с доходом не более 20 миллионов гривен.

Что мы имеем сейчас

Конец 2016 года ознаменовался принятием сразу трех законодательных актов по вопросам установления моратория на проверочную деятельность контролирующих органов. Это Закон № 1726, Закон № 1728 и Закон № 1797. И поэтому прежде всего стоит отметить странность самой логики наших законотворцев, которые то ли для упрощения, то ли наоборот для того чтобы всех в очередной раз запутать да посильнее, решили не ограничиваться одним законом при «упорядочивании» проверочных аспектов. И это при том, что все три документа по своим объемным характеристикам далеки от топовой категории. «Потрясает» и качественная сторона принятых нововведений. Впрочем, как и всегда.

В первую очередь отметим то, что мораторий снова начинает «раздваиваться». Так, Законом № 1728 предусматривается четкое разделение ограничений по надзорным мероприятиям «общих» контролирующих органов и проверок органами ГФС. Указанным законодательным актом предложены следующие нововведения относительно «общих» контролирующих мероприятий: плановые проверки — запрещены вовсе, внеплановые — разрешены только в определенных случаях. Так, согласно ст.3 Закона № 1728 внеплановые контрольные мероприятия возможны:

- по заявлению самого предприятия;

Юридические оговорки

Protocol.ua обладает авторскими правами на информацию, размещенную на веб - страницах данного ресурса, если не указано иное. Под информацией понимаются тексты, комментарии, статьи, фотоизображения, рисунки, ящик-шота, сканы, видео, аудио, другие материалы. При использовании материалов, размещенных на веб - страницах «Протокол» наличие гиперссылки открытого для индексации поисковыми системами на protocol.ua обязательна. Под использованием понимается копирования, адаптация, рерайтинг, модификация и тому подобное.

Полный текст