Головна Блог Аналітична стаття Статті Взыскание денег с бюджетной сферы

Взыскание денег с бюджетной сферы

10.12.2014
Автор:
Переглядів : 9625

Довольно значительная часть судебных дел в Украине связана с попытками истцов взыскать деньги с государственного или местных бюджетов, или же с бюджетных учреждений и предприятий. Чаще всего, такие иски возникают в связи с социальными выплатами и в трудовых спорах бывших работников таких бюджетных структур. Иногда это касается лиц, исполнявших те или иные работы по гражданско-правовым договорам с бюджетными учреждениями или предприятиями. Немало возникает таких споров в хозяйственных отношениях между бюджетными структурами и небюджетными предприятиями и физическими лицами-предпринимателями.

Но при удовлетворении судами таких исков потом всегда возникает вопрос исполнения такого решения о взыскании средств.

Порядок исполнения решений о взыскании средств государственного и местных бюджетов или с должников утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 3 августа 2011 г. № 845 (в редакции постановления Кабинета Министров Украины от 30 января 2013 г. № 45). Именно этот Порядок определяет механизм исполнения решений о взыскании средств государственного и местных бюджетов или с должников (далее — решение о взыскании средств), принятых судами, а также другими государственными органами (должностными лицами), которые согласно закону имеют право принимать такие решения. Рассмотрим его общие положения.

При этом, для правильного восприятия, следует обязательно понимать, что в этом Порядке отдельные термины употребляются в конкретном значении. В частности, должниками в этом порядке определяются указанные в решении о взыскании средств распорядители (бюджетные учреждения) и получатели бюджетных средств, а также предприятия, учреждения и организации, счета которых открыты в органах Казначейства.

Исполнительными документами признаются оформленные в установленном порядке исполнительные листы судов и приказы хозяйственных судов, изданные во исполнение решений о взыскании средств, а также другие документы, определенные Законом Украины «Об исполнительном проведении». При этом нужно обратить особое внимание на словосочетание — «о взыскании средств», поскольку на формулировку «начислить и выплатить» этот Порядок не распространяется.

Решение о взыскании средств государственного и местных бюджетов или с должников исполненяются на основании исполнительных документов исключительно органами Казначейства в порядке очередности поступления таких документов (о взыскании средств государственного и местных бюджетов — с предварительным информированием Минфина, о взыскании средств с должников — в пределах соответствующих бюджетных назначений, предоставленных бюджетных ассигнований (остатков средств на счетах предприятий, учреждений, организаций).

Если исполнительный лист взыскателем изначально подавался в исполнительную службу, при наличии оснований для возврата исполнительного документа взыскателю, руководитель органа государственной исполнительной службы, согласно Закону Украины “О гарантиях государства относительно исполнения судебных решений”, в течении 10 дней со дня составления государственным исполнителем соответствующего акта, подает Казначейству оригинал исполнительного документа вместе с сопроводительным письмом и заверенные надлежащим образом государственным исполнителем копии других материалов исполнительного производства.

В случае принятия решения о взыскании средств с учреждений бюджетной системы сам взыскатель подает органу Казначейства:

  • заявление обисполнении такого решения с указанием реквизитов банковского счета, на который следует перечислить средства, или данных о перечислении средств в наличной форме через банки или предприятия почтовой связи, если счет отсутствует;
  • оригинал исполнительного документа;
  • судебные решения о взыскании средств (при наличии, но не обязательно, поскольку орган казначейства имеет право сам истребовать такие решения из суда. В любом случае не следует отдавать в казначейство решения судов с «мокрыми печатями», поскольку они, с большой вероятностью, могут Вам еще понадобиться, а вторично их получить порой очень тяжело);
  • оригинал или копию расчетного документа (платежного поручения, квитанции и т.п.), который подтверждает перечисление средств в соответствующий бюджет (видимо, имеются в виду копии квитанций об уплате судебного сбора при подаче иска, если судом вынесено решение о возврате этих средств).

К заявлению могут прилагаться и иные документы, содержащие сведения, которые могут содействовать исполнению решения о взыскании средств (справки и письма органов, контролирующих обеспечение бюджетных поступлений, или же органов местного самоуправления, или решения органов досудебного расследования и прокуратуры и т.п.).

Исполнительные документы предъявляются к исполнению в течении одного года со дня, наступающего за днем вступления в силу решения о взыскании средств, если иное не предусмотрено законом. Сроки предъявления исполнительных документов перерываются в случае предъявления их к исполнению, отсрочки или рассрочки исполнения решений о взыскании средств в установленном порядке. Пропущенные сроки предъявления к исполнению исполнительных документов суда возобновляются судом в установленному законом порядке, а решений о взыскании средств, принятых государственными органами (должностными лицами), которые согласно закону имеют право принимать такие решения, — не возобновляются.

После поступления указанных документов, органы Казначейства принимают их к рассмотрению и регистрируют в соответствующем журнале. На заявлении взыскателя о исполнении решения о взыскании средств отмечается дата поступления и входящий номер. Дальше они осуществляют предварительное рассмотрение документов, по результатам которого определяют необходимость получения от взыскателя дополнительных сведений для исполнения решения о взыскании средств и сообщают взыскателю (представителю взыскателя) по его письменному требованию о принятии, регистрации и результатах предварительного рассмотрения документов (надо всегда в заявлении заявлять такое требование).

Юридичні застереження

Protocol.ua є власником авторських прав на інформацію, розміщену на веб - сторінках даного ресурсу, якщо не вказано інше. Під інформацією розуміються тексти, коментарі, статті, фотозображення, малюнки, ящик-шота, скани, відео, аудіо, інші матеріали. При використанні матеріалів, розміщених на веб - сторінках «Протокол» наявність гіперпосилання відкритого для індексації пошуковими системами на protocol.ua обов`язкове. Під використанням розуміється копіювання, адаптація, рерайтинг, модифікація тощо.

Повний текст