Головна Блог Аналітична стаття Статті Тайны реформирования "лесных отношений" в Украине

Тайны реформирования "лесных отношений" в Украине

17.07.2018
Автор:
Переглядів : 1643

Размытое конституционное гарантирование права собственности на "землю" требует корректировки и урегулирования механизмов применения в лесохозяйственных отношениях, повідомляє zn.ua.

Земли лесного фонда занимают почти пятую часть суши всей территории Украины — более 10,6 млн га.

Главной проблемой и препятствием настоящего реформирования "лесных отношений" в Украине с позиций национальных интересов является серьезная несогласованность законодательных актов не только между собой, особенно Лесного кодекса Украины (ЛК) с Земельным кодексом Украины (ЗК), но и с декларируемыми нормами Конституции Украины (КУ) как нормами прямого действия. Еще большую тревогу вызывают нравственно-этические аспекты молчаливого согласия многочисленных ученых, экспертов-юристов и законодателей с таким несоответствием, которое порождает также подозрения в том, что допущенные злодеяния совершены преднамеренно — словно в угоду недобросовестным чиновникам органов государственной власти и местного самоуправления.

Основной Закон Украины (ст. 13, 14) декларирует, что земля, ее недра, атмосферный воздух, водные и другие природные ресурсы, находящиеся в пределах территории Украины (в том числе земли лесного фонда — по ЗК или леса — по ЛК) являются объектами права собственности украинского народа, а также основным национальным богатством, находящимся под особой охраной государства.

Это означает, что в Украине никто (даже органы государственной власти или местного самоуправления) в пользу кого бы то ни было и каким-либо, даже "законным", образом не может сменить владельца земли и ее природных ресурсов — объектов права собственности украинского народа, ведь ни один закон Украины не может лишить народ его права собственности. Это требование усиливает другая сверхважная норма упомянутой 13-й статьи, декларирующей, что каждый гражданин (включая физических и юридических лиц) имеет право пользоваться природными объектами права собственности народа в соответствии с законом. К сожалению, пока такого закона нет. Именно это ключевое условие: только "пользоваться" природными объектами, а не "владеть" и не "распоряжаться" ими, — указывает на отсутствие априори конституционного права владеть и распоряжаться чужой собственностью (подробнее эти законные отношения раскрыты в статье "Земельный дьявол. Как снять проклятие с земельной реформы", ZN.UA №35 от 22 сентября 2017 г.).

Еще более опасно выглядит неправомочная услуга частей второй и третьей статьи 7 Лесного кодекса, где указано: "Леса могут находиться в государственной, коммунальной и частной собственности. Субъектами права собственности на леса являются государство, территориальные громады, граждане и юридические лица", как будто этого требует второе предложение части первой статьи 13 Конституции Украины, которое искаженно изложено в части первой статьи 7 ЛК: "От имени Украинского народа права собственника на леса осуществляют органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах, определенных Конституцией Украины".

Вспомните новость: Почему украинский лес продолжают вырубать и експортировать даже после официального запрета

Наше утверждение следует из того, что в Основном Законе Украины, к счастью, нет ни слова о каких-либо правах или обязанностях органов государственной власти или органов местного самоуправления на осуществление от имени украинского народа права собственника (владения, пользования и распоряжения) на землю и ее природные ресурсы как на природные объекты, в том числе на "земли лесного фонда" или на "леса". Напротив, ст. 41 КУ запрещает владеть и распоряжаться чужой собственностью.

Но отдельные политические силы антигосударственной направленности, завуалировав истинные интересы под намерения якобы децентрализовать и усилить роль местного самоуправления, предлагают конституционно предоставить органам местного самоуправления право распоряжаться всеми землями, в том числе и землями лесного фонда или лесами — в пределах и вне пределов населенных пунктов. Этого категорически нельзя делать также ввиду того, что, например, органы местного самоуправления как субъекты права собственности, владея и распоряжаясь землей и ее природными ресурсами как собственными, могут от имени украинского народа продать или передать их другому государству или провозгласить (создать) всяческие мнимые "Л/ДНР", нарушая границы и территориальную целостность Украины.

В то же время предлагаемые стратегии реформирования традиционного для Украины лесного и охотничьего хозяйства, лесозаготовительного производства и лесной промышленности как якобы комплексной сферы лесных отношений на принципах рыночной экономики (с дотациями или без них) не имеют ничего общего с необходимой трансформацией природно-экономических отношений в лесах (на землях лесохозяйственного назначения), которая должна базироваться на позициях украинских национальных интересов, а также учитывать вызовы глобализации и внутреннюю гибридную нестабильность.

К сожалению, многочисленные эксперты и критики предлагаемых трансформаций также не находят логического и правомерного выхода из такого лабиринта, потому что ЛК как главный нормативный акт отраслевого назначения оказался непригоден для осуществления на его основе реформирования лесного хозяйства и перевода его на принципы рыночной экономики (подробнее вопрос о переходе от "законодательного лесного кризиса" к практическим действиям освещен в статье "Реформирование лесоводства: от деклараций к практическим действиям", ZN.UA №29 от 11 августа 2017 г.).

Юридичні застереження

Protocol.ua є власником авторських прав на інформацію, розміщену на веб - сторінках даного ресурсу, якщо не вказано інше. Під інформацією розуміються тексти, коментарі, статті, фотозображення, малюнки, ящик-шота, скани, відео, аудіо, інші матеріали. При використанні матеріалів, розміщених на веб - сторінках «Протокол» наявність гіперпосилання відкритого для індексації пошуковими системами на protocol.ua обов`язкове. Під використанням розуміється копіювання, адаптація, рерайтинг, модифікація тощо.

Повний текст