Очень частой является практика, когда прокурор обращается с иском в интересах государства. Это могут быть иски к местным советам и новым собственникам об отмене решений органов самоуправления о передаче земельных участков в собственность в виду определенных нарушений, или же наоборот иски в интересах органов местного самоуправления, когда те бездействуют и не защищают интересы государства.
До недавнего времени никто не ставил под сомнение право прокурора обратиться в суд с подобным иском. Однако Верховный Суд в последнее время обращает свое отдельное внимание именно на основания для обращения прокурора с иском и его аргументацию, и в случае если прокурор не смог подтвердить надлежащим образом основания, в иске может быть отказано.
Разбираясь в одном из таких дел Верховный Суд сделал следующие выводы.
В соответствии с п.3 ч.1 ст. 131-1 Конституции Украины в Украине действует прокуратура, которая осуществляет представительство интересов государства в суде в исключительных случаях и в порядке, которые определены в законе.
ЕСПЧ неоднократно обращал внимание на участие прокурора в суде на стороне одной из сторон дела как на обстоятельство, которое может влиять на соблюдение принципа равности сторон. Поскольку прокурор или должностное лицо с аналогичными функциями предлагая удовлетворить или отклонить … жалобу, стает противником или союзником одной из сторон в деле, его участие может вызывать у одной из сторон чувство неравенства.
Суд также обращал внимание на категории дел, где поддержка прокурора не нарушает справедливого баланса, в частности в деле «Менчинская против РФ» ЕСПЧ высказал мнение, что поддержка, которая предоставляется прокуратурой одной из сторон, может быть оправдана при определенных обстоятельствах, например, при защите интересов незащищенных категорий граждан (детей, лиц с ограниченными возможностями и т.д.) которые, наверное, не в состоянии защищать свои интересы, или в тех случаях, когда соответствующим правонарушением затрагиваются интересы большого числа граждан, или в случаях когда нужно защитить интересы государства.
Рассматривая каждый случай отдельно Суд решает насколько участие прокурора в рассмотрении дела соответствовала принципу равноправия сторон.
На основании вышеизложенного, с учетом роли прокуратуры в демократическом обществе и необходимости соблюдения справедливого баланса в вопросе равноправия сторон судебного производства содержание п.3 ч.1 ст. 131-1 Конституции Украины в отношении оснований представительства государства в судах не может толковаться расширено.
Следовательно, прокурор может представлять интересы государства в суде в исключительных случаях, которые прямо предусмотрены законом, в ином случае будет осуществляться нарушение принципов состязательности как одного из основ правосудия.
Положения п.3 ч.1 ст. 131-1 Конституции отсылают к специальному закону, который и устанавливает те исключительные случаи представительства прокурором интересов государства в суде.
В соответствии с ч.3 ст. 23 ЗУ «О прокуратуре» прокурор осуществляет представительство в суде интересов государства в случае нарушения или угрозы нарушения интересов государства, если защиту этих интересов не осуществляет или осуществляет ненадлежащим образом орган государственной власти, орган местного самоуправления или иной субъект властных полномочий.
Protocol.ua є власником авторських прав на інформацію, розміщену на веб - сторінках даного ресурсу, якщо не вказано інше. Під інформацією розуміються тексти, коментарі, статті, фотозображення, малюнки, ящик-шота, скани, відео, аудіо, інші матеріали. При використанні матеріалів, розміщених на веб - сторінках «Протокол» наявність гіперпосилання відкритого для індексації пошуковими системами на protocol.ua обов`язкове. Під використанням розуміється копіювання, адаптація, рерайтинг, модифікація тощо.
Повний текстCopyright © 2014-2024 «Протокол». Всі права захищені.