Головна Блог Аналітична стаття Статті ПОД ЗНАКОМ «МОРАТОРИЙ» («запрет» на проверки и проверочная деятельность)

ПОД ЗНАКОМ «МОРАТОРИЙ» («запрет» на проверки и проверочная деятельность)

01.08.2015
Переглядів : 2273

Более полугода прошло с момента введения в действие очередного «выстраданного» запрета на проведение проверок органами ГФС. Данный «бонус» изначально был встречен бизнесом неоднозначно: одни ликовали, ожидая реальной помощи от государства в это нелегкое время, другие же никак не могли отказаться от чувства сомнения и ожидания какого-то «подвоха». При этом сам мораторий был введен нормами не одного, а двух законодательных актов, положения одного из которых действовали лишь до 01.07.2015 г. (однако в настоящее время законодатели говорят, что они имеют намерения эти нормы продлить, но все еще не сделали этого), а нормы другого продолжаю действовать.

Что уже дал субъектам предпринимательства мораторий на проверки? Как работать в условиях моратория? Оправдались ли ожидания бизнесменов? В этом мы и попытаемся разобраться.

«Двойной» мораторий: нормативные нестыковки

Прежде всего отметим, что мораторий на проведение проверок контролирующими органами начал действовать в Украине еще в 2014 году. Так, положениями ст.31 Закона Украины от 16.01.2014 г. № 719-VII «О Государственном бюджете Украины на 2014 год» запрещалось проведение контролирующими органами проверок предприятий, учреждений и организаций, физических лиц-предпринимателей. Исключение составляли проверки по вопросам налогообложения, которые проводились при наличии разрешения Кабинета Министров Украины, а также проверки по заявлениям самих субъектов хозяйствования. «Старый» мораторий на проверки с 1 января 2015 года плавно трансформировался в новый и даже не один. Судя по всему, в этот раз наши законодатели решили перестраховаться и установили «проверочные запреты» сразу двумя нормативными актами: Законом № 71[1] и Законом № 76[2], которые в какой-то степени даже вступали в противоречия друг с другом (см. таблицу).

Таблица. Положения о моратории по Закону № 76 и Закону № 71

Таким образом, мораторий, введенный нормами Закона № 76, действовал до 1 июля 2015 года, после чего его действие закончилось. Однако, как уже было отмечено, ведется работа по продлению этого моратория на проведение проверок бизнеса до конца 2016 года (http://economics.unian.ua/finance/1093586-moratoriy-na-perevirki-biznesu-prodovjili-do-kintsya-roku.html).

Что же касается сравнения двух законов о моратории, то, как видно из таблицы, положения п.3 раздела ІІ Закона № 71, в отличие от п.8 раздела ІІІ Закона № 76, расширяют круг оснований для проведения проверок. При этом ГФС привилегий для проверок не имеют. Обращает на себя внимание и вот какой момент. Так и не исправлена ошибка п.3 раздела ІІ Закона № 71, в котором есть отсылка на п.27 подраздела 10 раздела XX «Переходные положения» НКУ. А ведь очевидно, что речь в данном случае идет как раз не о п.27, а о п.28 подраздела 10 раздела XX «Переходные положения» НКУ, которым и установлено освобождение от проведения проверок до 1 января 2017 года по вопросам РРО для предпринимателей на едином налоге групп 2 и 3.А еще так и не решена проблема распространения сферы действия п.3 раздела II Закона №71 на другие государственные органы, а не только на фискальные. Возникновение вопроса связано с употреблением в самой норме закона термина «контролирующие органы», определение которого в законодательстве Украины отсутствует. Положения п.41.1 ст.41 НКУ содержат лишь некоторые уточнения о том, какие именно органы понимаются под «контролирующими органами» применительно к налоговой, таможенной сферам и уплате единого взноса. В итоге понимание и разрешение проблемы возможно лишь при системном анализе действующих норм.

Так, с одной стороны, термин «контролирующие органы» можно истолковать как все органы, наделенные функциями по контролю за соблюдением законодательства. Об этом свидетельствует тот факт, что положения Закона №71 не содержат специальных норм, устанавливающих либо ограничивающих сферу его действия исключительно вопросами налогообложения и/или деятельности органов ГФС. Кроме того, косвенно это может подтверждаться и тем, что внутренняя структура норм п.3 раздела II Закона № 71 и п.8 раздела III Закона № 76по своему характеру аналогичны. При этом, в указанном п.8 термин «контролирующие органы» точно употреблен в широком смысле. С другой же стороны, анализ положений Закона № 71 позволяет заключить, что они регулируют исключительно налоговые вопросы. Отсюда следует, что под термином «контролирующие органы» в данном законодательном акте должны пониматься именно органы ГФС как органы, осуществляющие контроль за начислением и уплатой налогов и других обязательных платежей. Косвенно об этом свидетельствует и перечень исключений из моратория, приведенный в том же п.3 Закона.

Юридичні застереження

Protocol.ua є власником авторських прав на інформацію, розміщену на веб - сторінках даного ресурсу, якщо не вказано інше. Під інформацією розуміються тексти, коментарі, статті, фотозображення, малюнки, ящик-шота, скани, відео, аудіо, інші матеріали. При використанні матеріалів, розміщених на веб - сторінках «Протокол» наявність гіперпосилання відкритого для індексації пошуковими системами на protocol.ua обов`язкове. Під використанням розуміється копіювання, адаптація, рерайтинг, модифікація тощо.

Повний текст