Головна Блог Аналітична стаття Статті Платежка за беспредел. Как закошмарить силовиков, кошмарящих бизнес

Платежка за беспредел. Как закошмарить силовиков, кошмарящих бизнес

10.07.2018
Автор:
Переглядів : 2055

Может ли остановить правоохранителей, зарабатывающих на взятках за закрытие уголовных дел против бизнеса, персональная ответственность, сообщает dsnews.ua.

Новый закон, получивший неформальное название "Маски-шоу стоп", пока не смог прикрыть бизнес силовиков на уголовном преследовании предприятий. Более того, юристы уверяют, что обысков не стало меньше, а липовые уголовные дела, как и раньше, штампуются пачками. Чтобы окончательно приструнить распоясавшихся правоохранителей, правительство сделало следующий ход - предложило парламенту ввести персональную материальную ответственность для представителя силовых органов, нанесшего ущерб компании своими неправомерными действиями. Но сможет ли эта норма стать броней для бизнеса?

Читайте статтю: Закон «маски-шоу стоп»: перший досвід застосування

"Маски-шоу стоп" не испугали

В последние годы давление силовиков стало настоящим стихийным бедствием для легального отечественного бизнеса. Показательный пример: по данным Минюста, за три года количество обысков увеличилось в полтора раза. Если в 2014 г. правоохранители подали 67 тыс. ходатайств на проведение обыска, то в 2016-м - 96 тыс. Схема, на которой зарабатывают силовики, проста и эффективна: против предприятия открывается уголовное дело, параллельно в ходе обыска изымаются документы, сервера, все, без чего "жертва" не может нормально работать. За разблокирование работы взимается мзда. Плюс частенько у силовиков зависают конфискованные ценности (валюта, товар и т. д.).

Чтобы остановить произвол правоохранителей, правительство предложило законодательно усовершенствовать процесс досудебного следствия. 7 декабря в силу вступил новый закон "Маски-шоу стоп" (№ 7275), которым была введена обязательная техническая фиксация не только процесса принятия следственным судьей решения о проведении обыска, но и самого обыска. Доказательства, полученные без такой фиксации, равно как и при обыске, на который не был допущен адвокат, не могут быть приняты судом. Помимо этого, новые правила устанавливают прямой запрет на изъятие оригиналов финансово-хозяйственной документации компании, попавшей под прицел силовиков. А также на повторное возбуждение закрытых уголовных производств.

Казалось бы, эти правила должны были надежно защитить бизнес от силового давления и отправить в прошлое позорную практику левого заработка правоохранителей. Однако статистика говорит о том, что проверенные схемы никуда не делись. По данным Генеральной прокуратуры Украины, в мае этого года расследовалось 9793 уголовных дела по фактам преступлений в сфере хозяйственной деятельности, в этот же период прошлого года - 9165. Стабильно высокое количество расследуемых дел по экономическим статьям в стране, где теневая экономика составляет 45% официального ВВП (расчеты МВФ), еще можно объяснить. Но до суда доходят лишь немногие дела: в этом году в суд с обвинительным актом было направлено 424 дела, в прошлом - 428, а закрыто, соответственно, 1272 и 1515 дел.

В целом же до суда стабильно доходит лишь около 20% от всех возбуждаемых по экономическим статьям дел. Что может говорить либо о недопустимо низкой квалификации следователей, которые не умеют собрать достаточных доказательств, чтобы наказать нарушителей, либо о том, что дела массово открываются на ровном месте с одной целью - выжать деньги за их закрытие. Не стало меньше после вступления в силу закона "Маски-шоу стоп" и обысков в компаниях. Если в прошлом году, по данным Минюста, было подано более 96 тыс. ходатайств о проведении обыска, то за шесть месяцев действия нового закона (с 7 декабря 2017 г. по 31 мая 2018 г.) - почти 40 тыс.

Как обходятся "неудобные" правила

Чтобы сохранить свои заработки, силовики либо игнорируют, либо удачно обходят законодательные нормы, защищающие бизнес. Например, с технической фиксацией судебного процесса было принято лишь чуть больше 65% решений о проведении обыска. В Государственной судебной администрации Украины жалуются на нехватку аппаратуры и стесненные "жилищные условия" судов. Закон требует рассматривать ходатайства о проведении обыска исключительно в зале заседаний, где и должна вестись видеозапись процесса. Но отечественные суды испытывают острую нехватку помещений, в том числе и под залы заседаний, а потому ходатайства частенько, как и раньше, рассматриваются в судейских кабинетах.

Юристы же говорят, что дефицит нужной техники и помещений - отговорки. "В настоящее время давление на бизнес не только не снизилось, но даже возрастает. Контролирующие органы (в особенности это касается СБУ и прокуратуры) чувствуют абсолютную безнаказанность, и это полностью развязывает им руки. Зачастую правоохранительные органы "работают" в связке со следственным судьей, который в своем определении о проведении обыска пишет все, что только возможно, и по самым надуманным обстоятельствам. Видеофиксация и присутствие адвокатов хотя и являются некоторым сдерживающим фактором, но все же не имеют решающего значения. Ведь силовики делают то, что следственный судья уже "освятил" с их подачи. При этом основным требованием со стороны следователей во время прессинга является не уплата налогов, а блокирование бизнеса и его разблокирование за плату, а иногда - просто блокирование бизнеса по "просьбе" конкурентов", - поясняет Игорь Реутов, руководитель департамента АФ "Грамацкий и Партнеры".

Юридичні застереження

Protocol.ua є власником авторських прав на інформацію, розміщену на веб - сторінках даного ресурсу, якщо не вказано інше. Під інформацією розуміються тексти, коментарі, статті, фотозображення, малюнки, ящик-шота, скани, відео, аудіо, інші матеріали. При використанні матеріалів, розміщених на веб - сторінках «Протокол» наявність гіперпосилання відкритого для індексації пошуковими системами на protocol.ua обов`язкове. Під використанням розуміється копіювання, адаптація, рерайтинг, модифікація тощо.

Повний текст