Головна Блог Консультації від юристів Олег Добровольский: основные ошибки налогоплательщиков при переписке с контролирующими органами

Олег Добровольский: основные ошибки налогоплательщиков при переписке с контролирующими органами

06.12.2018
Переглядів : 3016

Анализируя наш практический опыт в направлении сопровождения налоговых проверок или проверочного общения с контролирующими органами по контролируемым операциям, мы наблюдаем достаточно активную переписку между ГФС и налогоплательщиками по поводу разных нюансов – то отчетов о контролируемых операциях, то факта декларирования и объемов декларирования контролируемых операций, то фактических показателей рентабельности, отраженных в отчетности.

Понимая, что исчерпывающий ответ на все поставленные вопросы, взвешенная и обоснованная стратегия плательщика и качественно подготовленная документация по контролируемым операциям – это залог если не решения о нецелесообразности проведения проверки, то по меньшей мере отсрочке проверочных мероприятий на неопределенный срок, мы попытались обобщить, какие же основные ошибки допускают налогоплательщики на этапе переписки с контроллерами и при подготовке Отчета о контролируемых операциях.

Наличие мнения, что уплата штрафа за непредоставление отчета или неполном декларировании объемов КО автоматически снимает с налогоплательщика всю дальнейшую ответственность.

Нет, даже если применение штрафной санкции было произведено до отчетных периодов 2013-2015 гг., такая санкция была уже применена до 01.01.2017 года, но плательщик не предоставил отчет, согласно п. 120.3 ст. 120 НКУ после истечения 30 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока уплаты такого штрафа, контролирующие органы, начиная с 01.01.2017, имеют право применяться штрафные санкции, предусмотренные абзацем седьмым п. 120.3 ст. 120 НКУ – 5 РПМ (в 2018 году – 8 810 грн – авт.) за каждый день непредставления отчета о КО.

Напомним, если до начала документальной проверки налогоплательщиком подан уточняющий отчет, в котором дополнительно задекларированы контролируемые операции, то к такому плательщику применяется штраф в размере 1 РПМ (в 2018 году 1762грн – авт.) за каждый календарный день несвоевременного декларирования контролируемых операций в представленном отчете, но не более 300 РПМ, установленного законом на 01 января налогового (отчетного) года.

При этом все указанные санкции применяются лишь в случае, когда происходит недекларирование или декларирование в неполном объеме суммы контролируемой операции.

Если же плательщик допускает ошибки в расчетном показателе рентабельности или ином показателе, который характеризует исключительно саму контролируемую операцию, то ответственность за такие неточности в действующем законодательстве не предусмотрена. Сейчас мы не знакомы со случаями привлечения к админответственности налогоплательщика за нарушения, отличные от связанных с полнотой декларирования суммы КО.

Получив от налогоплательщиков отчеты о КО, налоговые органы начинают их тщательно анализировать, отбирая рисковые отчеты сначала в допроверочный анализ, затем включая в план проверок.

Так, камеральные проверки КО налогоплательщиков включают в себя сопоставление сведений о задекларированных КО с нерезидентами из низконалоговых юрисдикций и со специфическими организационно-правовыми формами с данными, полученными с АРМа Таможня (на предмет факта осуществления хозяйственных операций), сведениями из финансовой отчетности (на предмет установления объемов доходов за соответствующий отчетный период) и декларации по налогу на прибыль (на предмет декларирования операций в приложениях РИ или ТЦ) за соответствующий отчетный период.

Не стоит пренебрегать и тем, что налоговые органы имеют гораздо большие возможности в части получения и сбора сведений о стоимости товаров, подтверждения статуса конечного бенефициара и т.д., активно проводя свое взаимодействие с компетентными органами других государств.

Например, в течение лета–осени наши клиенты и другие налогоплательщики довольно часто получали письма от различных подразделений ГФС (не подразделения ТЦУ), согласно которым приводилась информация относительно установленных цен, по которым товаропроизводитель декларирует экспортные операции в стране происхождения.

Юридичні застереження

Protocol.ua є власником авторських прав на інформацію, розміщену на веб - сторінках даного ресурсу, якщо не вказано інше. Під інформацією розуміються тексти, коментарі, статті, фотозображення, малюнки, ящик-шота, скани, відео, аудіо, інші матеріали. При використанні матеріалів, розміщених на веб - сторінках «Протокол» наявність гіперпосилання відкритого для індексації пошуковими системами на protocol.ua обов`язкове. Під використанням розуміється копіювання, адаптація, рерайтинг, модифікація тощо.

Повний текст