Процесс евроинтеграции оказал влияние и нашел отражение во всех сферах жизни общества. Не стала исключением и сфера здравоохранения. Однако рассматривать масштабы ее реформирования сегодня мы не ставим нашей целью, хотелось бы акцентировать внимание на одну из ее составляющих – медицинскую тайну и соблюдение режима ее сохранности. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (ст. 8), Конституция Украины (ст. 32) провозглашают о праве каждого на тайну сведений о состоянии его здоровья.
ЕСПЧ принял позицию защиты прав человека на тайну о состоянии своего здоровья и резюмировал, что национальное законодательство должно обеспечивать соответствующие гарантии, чтобы исключить любое сообщение или разглашение персональных данных в отношении здоровья, если это не соответствует гарантиям, предусмотренным статьей 8 Конвенции (Решение ЕСПЧ по делу «М.С. против Швеции» (М .С. v. Sweden (1997) о нарушении ст. 8 Конвенции). Отечественный законодатель право на медицинскую тайну главным образом отразил в ЗУ «Основы законодательства Украины об охране здоровья» (далее Законодательство об охране здоровья) и в Гражданском кодексе Украины.
Однако несмотря на упоминания в законодательстве о «медицинской тайне», ее определение на законодательном уровне не закреплено и трактовку его необходимо осуществлять с учетом всех нормативно-правовых актов, судебной практики и научных публикаций. В законодательстве мы встречаем термин «тайна о состоянии здоровья» (ГК Украины, ст.39-1 Законодательства об охране здоровья), «врачебная тайна» (ст. 40 Законодательства об охране здоровья), но изучая судебную практику и научную литературы вы чаще всего столкнетесь с понятием «медицинская тайна».
На практике сложилось разграничение «врачебной» и «медицинской» тайн. Под врачебной тайной, как правило, подразумевают определенным образом задокументированную информацию о болезни, медицинское обследование, осмотр и их результаты, интимную и семейную стороны жизни гражданина. Врачебную тайну (сведения о пациенте) предлагается отличать от медицинской тайны (информации для пациента), которая предусматривает сведения о состоянии здоровья человека, историю его болезни, цели предложенных исследований и лечебных мероприятий, прогноз возможного развития заболевания, которые врач обязан предоставить по требованию пациента, членов его семьи или законных представителей, за исключением случаев, когда такая полная информация может нанести вред здоровью пациента.
Понятие медицинской тайны, на наш взгляд, шире и включает в себя врачебную тайну, как информацию, полученную при взаимоотношениях врач – пациент. В дальнейшем мы используем термин «медицинская тайна» как обобщенный, в указанном выше контексте.
Отечественным законодательством право на медицинскую тайну регулируется Основами законодательства Украины об охране здоровья от 1992 года, а именно двумя статьями, которые определяют право на тайну о состоянии здоровья (ст. 39-1) и врачебную тайну (ст. 40 ) и ГК Украины в котором закреплено право на тайну о состоянии здоровья (ст. 286). То, что провозглашается защита медицинской тайны – это можно понять исходя из сути данных НПА, однако режим ее соблюдения не выписан и именно с его обеспечением возникает множество вопросов, которые требуют более детального рассмотрения. Ст. 40 Законодательства об охране здоровья закрепляет следующее понятие врачебной тайны: «Медицинские работники и другие лица, которым в связи с выполнением профессиональных или служебных обязанностей стало известно о болезни, медицинском обследование, осмотре и их результатах, интимной и семейной стороне жизни гражданина, не имеют права разглашать эти сведения, кроме предусмотренных законодательными актами случаев.» Однако сразу возникает вопрос – какие же это предусмотренные законом случаи? Необходимо обратиться к неопределенному количеству НПА, которые содержат обязанность раскрытия медицинской тайны.
Обращаясь к врачу пациент в большинстве случаев желает соблюдения медицинским работником конфиденциальности в отношении полученных во время оказания медицинской помощи сведений.
Так, согласно законодательству, пациент имеет право на тайну о состоянии своего здоровья, факте обращения за медицинской помощью, диагнозе, а также о сведениях, полученных при его медицинском обследовании. Запрещается требовать и подавать по месту работы или учебы информацию о диагнозе и методах лечения пациента (ст. 39-1 Законодательства об охране здоровья, ст.286 ГК Украины).
Пользуйтесь консультацией: КАК ВЫБРАТЬ СЕМЕЙНОГО ВРАЧА: ИНСТРУКЦИЯ ОТ ПАЦИЕНТА-ЮРИСТА
Сведения о состоянии здоровья относятся к конфиденциальной информации, которая может распространяться по желанию (согласию) соответствующего лица в определенном им порядке, в соответствии с предусмотренными им условиями, а также в других случаях, предусмотренных законом, о чем гласит ст. 21 ЗУ «Об информации». Таким образом распространение «медицинской тайны» возможно лишь при условии получения (наличия) согласия пациента или иных предусмотренных законом случаев.
Под разглашением медицинской тайны следует понимать умышленное либо по неосторожности раскрытие сведений, полученных от больного, выявленные при его медицинском обследовании или лечении, лицом, обязанным хранить соответствующую информацию в тайне, путем незаконного ознакомления с ней посторонних лиц или создание условий, которые предоставляют третьим лицам возможность узнать соответствующие сведения.
Protocol.ua є власником авторських прав на інформацію, розміщену на веб - сторінках даного ресурсу, якщо не вказано інше. Під інформацією розуміються тексти, коментарі, статті, фотозображення, малюнки, ящик-шота, скани, відео, аудіо, інші матеріали. При використанні матеріалів, розміщених на веб - сторінках «Протокол» наявність гіперпосилання відкритого для індексації пошуковими системами на protocol.ua обов`язкове. Під використанням розуміється копіювання, адаптація, рерайтинг, модифікація тощо.
Повний текстCopyright © 2014-2024 «Протокол». Всі права захищені.