О возможных векторах регулирования криптовалют, рассказывает blog.liga.net
Прошедший 2017 год стал поворотным в криптоэкономике: финансовые институты ввели биткойн-фьючерсы, на крипторынок стали приходить крупные инвесторы, криптовалюта стала средством накопления и сбережения. Становится очевидным тот факт, что дальнейшее игнорирование криптовалют становится невозможным, поэтому многие страны задумались о процессах регулирования этого рынка. Не стала исключением и Украина. На сегодняшний день уже существуют несколько законопроектов, целью которых является правовое регулирование соответствующих отношений.
Среди таких отметим законопроекты: № 7183 от 16.10.2017 «Об обращении криптовалют в Украине», № 7183/1 от 10.10.2017 «О стимулировании рынка криптовалют и их производных в Украине», № 7246 от 30.10.2017 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины», «О применении технологии распределенного реестра цифровых транзакций и правовом статусе токенов и криптовалют в Украине» (автор А. Мушак).
Тем не менее, на сегодняшний день следует констатировать отсутствие самостоятельного правового регулирования вопросов создания («майнинг») и обращения («трейдинг») криптовалют[1]в Украине, равно как и отсутствие соответствующих методик производства судебной экспертизы. Поэтому задачи данной публикации ограничим лишь привлечением внимания судебных экспертов, юристов, органов следствия и суда к данной проблематике.
Обращение к судебному эксперту может быть вызвано различными обстоятельствами. В частности, при взломе «кошелька» или онлайн-кабинета на криптовалютной бирже и похищении определенного количества криптовалют посредством их перевода на реквизиты похитителя, может возникнуть вопрос определения размера убытков в понимании ст. 242 Уголовного процессуального кодекса Украины и т.д.
Не можем исключить потенциальную необходимость проведения в оценки (в том числе т.н. «ретроспективной») криптовалют соответствующими субъектами оценочной деятельности с учетом положений Закона Украины «Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности», а также нормативных документов по вопросам оценки. Весьма актуальной представляется проблема возможности привлечения к ретроспективной ответственности должностных лиц за коррупционные правонарушения с использованием крипто валют и так далее.
Методами судебной экспертизы на сегодняшний день гипотетически могут решаться вопросы: обоснованности отображения криптовалют в соответствующих декларациях, заполняемых чиновниками и претендентами на соответствующие публичные должности (как известно, такая практика уже имеет место[2]); учета и отображения криптовалют и операций с ними в финансовой и бухгалтерской отчетности. Посредством проведения компьютерно-технической и телекоммуникационной судебной экспертизы могут разрешаться вопросы восстановления утраченных (удаленных) данных с носителей информации, где размещались «кошельки» с криптовалютами (т.н. «холодные кошельки») или ключи доступа к ним, факты взаимодействия в соответствующих блокчейн-сетях посредством сети интернет и т.п. Часть подобных исследований может быть направлена на решение интеграционных экспертных задач, то есть являться комплексными исследованиями.
Иное дело, что в отсутствие четкого законодательного регулирования установление данных фактов и обстоятельств посредством производства судебной экспертизы не всегда востребовано или в принципе возможно. Однако подобное положение дел может измениться в любой момент.
Поэтому прежде всего следует определиться с тем, чем является «криптовалюта» на сегодняшний день в отечественном правовом поле.
Исследователи сходятся во мнении, что криптовалюты не являются денежными знаками и валютой в понимании Закона «О Национальном банке Украины», не являются платежным средством[3]. Не являются они и «электронными деньгами»[4]. Подобную позицию разделяют НБУ и ГФС Украины, а также нацкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку и регулированию финансовых услуг. Специальный закон, который регламентировал бы процессы создания и оборота криптовалют, как мы уже упоминали, на сегодняшний день отсутствует. В подобном нормативном вакууме необходимо прибегнуть к теоретическому определению криптовалют как объектов соответствующих правоотношений.
По нашему мнению, криптовалюты относятся к определенным активам или благам[5], которые в понимании статьи 177 и других Гражданского кодекса Украины могут выступать объектами гражданских прав.
Protocol.ua є власником авторських прав на інформацію, розміщену на веб - сторінках даного ресурсу, якщо не вказано інше. Під інформацією розуміються тексти, коментарі, статті, фотозображення, малюнки, ящик-шота, скани, відео, аудіо, інші матеріали. При використанні матеріалів, розміщених на веб - сторінках «Протокол» наявність гіперпосилання відкритого для індексації пошуковими системами на protocol.ua обов`язкове. Під використанням розуміється копіювання, адаптація, рерайтинг, модифікація тощо.
Повний текстCopyright © 2014-2024 «Протокол». Всі права захищені.