Головна Блог Аналітична стаття Статті Как оформить маркетинговые услуги без налоговых рисков

Как оформить маркетинговые услуги без налоговых рисков

23.11.2018
Автор:
Переглядів : 2315

Проанализируем, какие признаки ставят под сомнение реальность предоставления маркетинговых услуг и как составить первичку, чтобы с ней не было проблем при проверке.

Почему маркетинговые услуги - в зоне налогового риска?

Исследованием рынков сбыта, выяснением предпочтений потребителей в той или иной форме занимается любое предприятие. Ведь благодаря развитию промышленности, высоким технологиям людям сейчас доступны любые товары практически в любое время и в любом месте. Уже давно наступила «эпоха покупателя». Это он в конечном счете решает, что выбрать из множества однотипных предложений на рынке товаров и услуг.

Обычные магазины, интернет-магазины, прямые продажи – методы у всех продавцов разные, но цель одна: привлечь платежеспособного покупателя именно на свою торговую площадку, продать ему свой товар и удержать его для совершения дальнейших покупок. И для достижения этой цели, как говорится, все средства хороши. В ход идут удачная выкладка товаров, различные программы лояльности, глобальные и локальные исследования поведения потребителей, сегментирование рынка по различным признакам и позиционирование товаров по сегментам, удобство поиска нужного товара на торговой площадке, подбор аналогов, замен, комплектов, скорость и простота оплаты и доставки.

Все это хорошо известно каждому из нас. Но надо понимать, что за внешними проявлениями активности продавцов стоят серьезные исследования. Их либо заказывают специалистам по маркетингу, либо используют бесплатные источники (СМИ, Интернет). Часто в штате предприятия есть свой маркетолог, а кроме него рекламщики, дизайнеры, ІТ-специалисты.

С точки зрения бухгалтера оплата маркетинговых мероприятий – это, как правило, оплата обычных услуг. Но с позиции контролирующих органов не все так просто... Почему? Потому что неосязаемость таких услуг и неочевидное влияние результатов применения рекомендаций маркетологов на рост продаж и улучшение финансового состояния предприятия породили феномен агрессивной оптимизации налогообложения большим количеством предприятий путем оформления актов на якобы оказанные услуги по маркетингу. Неважно, получены прибыль или убыток: маркетинг нужен всем.

Например, на практике информацию о конъюнктуре и перспективах развития того или иного рынка товаров (услуг) можно почерпнуть из открытых источников – это будет выглядеть как исследование рынка. Дальше технически несложно составить акт на нужную предприятию сумму: ведь аналоги цен (для подтверждения их «обычности»)на конкретные маркетинговые услуги найти непросто, так как в каждом случае все очень и очень индивидуально.

Вот и получается, что первичные документы оформлены вроде бы безукоризненно: договор, акт, налоговая накладная. И предприятие – заказчик услуг получает расходы в бухучете и налоговый кредит, уменьшая базу обложения налогом на прибыль и НДС (как самоцель). Но при проверке может выясниться, что реально маркетинговые услуги предоставлены не были. А отсюда неприятные и зачастую «финансово неподъемные» последствия для предприятия – заказчика фиктивных услуг: расходы и налоговый кредит «снимут» с одновременным доначислением налогов и штрафными санкциями. В случае если сумма сделки велика, это может привести предприятие, купившее фиктивные услуги, даже к банкротству.

Интервью: Марушевская: Система сконструирована так, чтобы таможенники оставались на грани выживания и были вынуждены красть

Что относится к маркетинговым услугам

Мы рассматриваем вопрос, что относится к маркетинговым услугам с позиции уменьшения налоговых рисков. С этой целью рекомендуем сосредоточиться на тех определениях, которые есть в различных нормативных документах, а не в учебниках по маркетингу.

Прежде всего возьмем за основу общее определение поставки услуг, приведенное в пп. 14.1.185 Налогового кодекса (далее – НК). Под поставкой услуг подразумевается какая-либо операция, не являющаяся поставкой товаров, в частности предоставление услуг, потребляемых в процессе совершения определенного действия или осуществления определенной деятельности. Это определение перекликается по смыслу с определением из ч. 1 ст. 901 Гражданского кодекса (далее – ГК) относительно договора
о предоставлении услуг.

Юридичні застереження

Protocol.ua є власником авторських прав на інформацію, розміщену на веб - сторінках даного ресурсу, якщо не вказано інше. Під інформацією розуміються тексти, коментарі, статті, фотозображення, малюнки, ящик-шота, скани, відео, аудіо, інші матеріали. При використанні матеріалів, розміщених на веб - сторінках «Протокол» наявність гіперпосилання відкритого для індексації пошуковими системами на protocol.ua обов`язкове. Під використанням розуміється копіювання, адаптація, рерайтинг, модифікація тощо.

Повний текст