Головна Блог Аналітична стаття Статті Государственная монополия на судебную экспертизу в уголовном производстве: «подарок» адвокатам от законодателей

Государственная монополия на судебную экспертизу в уголовном производстве: «подарок» адвокатам от законодателей

25.08.2017
Переглядів : 2614

Резонансный законопроект 6232 готов ко второму чтению. 800 страниц сплошного текста новой редакции – вряд ли много адвокатов провели остаток лета, изучая сравнительные таблицы в поисках отличий между проголосованным в первом чтении и обновленном ко второму законопроектах.

А вот и зря.

Ко второму чтению законодатели приготовили адвокатам неожиданный подарок – государственную монополию на проведение судебных экспертиз в уголовном производстве.

Именно этому посвящена предлагаемая редакция ст.7 Закона «О судебной экспертизе», которая во втором чтении законопроекта 6232 изложена так: «судебно-экспертную деятельность в уголовном производстве осуществляют государственные экспертные учреждения…».

В действующей редакции Закона «О судебной экспертизе» государственная монополия распространяется только на три вида судебных экспертиз: криминалистические, судебно-медицинские и судебно-психиатрические.

И вопрос о необходимости устранить эту монополию активно обсуждается не один год. Никаких объективных причин для запрета поручать выполнение данных экспертиз частным экспертам нет. А существующее ограничение, препятствующее честной профессиональной конкуренции, привело только к затягиванию сроков исполнения экспертиз и созданию благодатной среды для экспертной коррупции.

С апреля текущего года начата работа над проектом Закона «О судебно-экспертной деятельности», инициатором которого является народный депутат Игорь Лапин (регистрационный номер 6264, можно ознакомиться на сайте Верховной Рады по ссылке http://w1.c1.rada.gov.ua/pls/zweb2/webproc4_1?pf3511=61469). Данным законопроектом предполагается полное устранение государственной монополии в экспертной деятельности.

Но у народного депутата Игоря Алексеева, однопартийца Игоря Лапина, противоположное мнение. Он оказался сторонником жестко контролируемой государством экспертной системы. И по его предложению в законопроект 6232 попала норма, учреждающая государственную экспертную монополию. Игорь Алексеев не стал вступать в дискуссию с коллегой и подвергать свое мнение долгому законотворческому процессу, а просто внес соответствующее предложение прямо к окончательной редакции законопроекта 6232. А Комитет по вопросам правовой политики и правосудия взял и поддержал.

Последствия внесения данного изменения в Закон «О судебной экспертизе» печальны для уголовной адвокатуры. Адвокатам снова придется занимать место в очереди под перегруженными работой государственными институтами. Становиться заложниками корпоративности государственной экспертной системы. А в случае с резонансными политически окрашенными делами и вовсе оказаться лишенными возможности получить действительно независимое экспертное заключение.

Шаг вперед, два шага назад. Видимо, непросто обвинительной государственной машине смириться с возросшими возможностями адвокатов после предоставления им процессуального права самостоятельно инициировать проведение судебных экспертиз.

Юридичні застереження

Protocol.ua є власником авторських прав на інформацію, розміщену на веб - сторінках даного ресурсу, якщо не вказано інше. Під інформацією розуміються тексти, коментарі, статті, фотозображення, малюнки, ящик-шота, скани, відео, аудіо, інші матеріали. При використанні матеріалів, розміщених на веб - сторінках «Протокол» наявність гіперпосилання відкритого для індексації пошуковими системами на protocol.ua обов`язкове. Під використанням розуміється копіювання, адаптація, рерайтинг, модифікація тощо.

Повний текст