Головна Блог Аналітична стаття Статті Что будет если рухнет "Приватбанк" — государство: за ход до мата

Что будет если рухнет "Приватбанк" — государство: за ход до мата

13.12.2016
Автор:
Переглядів : 2309

На уходящей неделе глава НБУ Валерия Гонтарева заявила, что до конца года — по завершении идущей сейчас верификации — регулятор примет решение, выполнил ли Приватбанк программу докапитализации или нет.

И все, никаких дополнительных цифр, критериев, данных о текущем ходе выполнения программы. То есть несмотря на множество спекуляций и домыслов по поводу возможной национализации крупнейшего финучреждения страны, Нацбанк продолжает избегать каких-либо четких и внятных разъяснений по этому поводу, не исключая, но и не подтверждая такую возможность. Причем упомянутое заявление Гонтаревой вовсе не говорит о том, что и через месяц регулятор будет готов открыто обсуждать возможные варианты решения этой проблемы, даже если созреет ее признать. Что как минимум нечестно по отношению к налогоплательщикам, которым в итоге придется заплатить за весьма вероятные ошибки и просчеты. Оправдывать невнятность формулировок нежеланием посеять панику в секторе уже не получается. Именно нарастающая неопределенность и вызывает тревожные ожидания рынка, провоцируя сплетни и не давая трезво взглянуть на проблему. Промедление в решении которой только множит грядущие потери государства и риски развития неблагоприятного сценария.

Вспомните новость: Гонтарева обвинила суды в возвращении "зомби-банков"

Масштаб проблемы

Главная причина нерешительности чиновников очевидна — с проблемой подобного масштаба им не приходилось сталкиваться ранее. Причем носит эта проблема ярко выраженный социальный характер. По данным Фонда гарантирования вкладов физлиц, по состоянию на начало лета с.г. за Приватбанком числилось 20,5 млн вкладчиков, из которых 18,4 млн приходится на широкие и не очень слои населения (около 40%). По приводимым самим Приватбанком данным маркетинговых исследований в октябре с.г., его услугами охвачено более половины (51,4%) украинцев — физических лиц старше 16 лет. В корпоративном секторе с банком сотрудничают более 56% юрлиц, а по СПД-шникам этот показатель достигает 70%(!). Для сравнения, годом ранее, в четвертом квартале 2015-го, услугами Приватбанка пользовались 48,4% банковских клиентов, 42,6% — в корпоративном секторе. На долю этого учреждения приходится 578 млн карточных трансакций (или 64% этого рынка в целом по стране). А через его 12 тыс. платежных терминалов (58% от общего числа) ежегодно принимается наличных более чем на 70 млрд грн (91% официального рынка). Рыночные доли учреждения непрерывно растут практически по всем составляющим. Главным образом благодаря высоким депозитным ставкам и удобству электронных сервисов. Для иллюстрации, ставка, например, по стандартному 12-месячному валютному депозиту Приватбанка — 10%, а у "Ощада", ближайшего преследователя в гонке, — 5% годовых. По гривневым депозитам приватовская "премия" перед основными конкурентами тоже составляет минимум 2–4 процентных пункта. В результате если еще несколько лет назад его рыночная доля по розничным депозитам колебалась около 25%, то сейчас она уже составляет 36,5%.

А значит, масштаб проблемы, как и непредсказуемость дальнейшего развития ситуации постоянно растут, из-за чего в заложниках у всего одного человека уже давно оказалась не только финансовая система, но и вся страна.

Дальнейшее затягивание процесса выгодно, в первую очередь, главному акционеру Приватбанка — Игорю Коломойскому. Так как позволяет не только сохранять политическое и бизнес-влияние, но и спокойно финансировать за счет собираемых вкладов как собственный бизнес, так и операции, которые должны вызывать крайне пристальное внимание правоохранительных и контролирующих органов. Ведь львиная доля собранных банком вкладов была в итоге выведена из страны (в том числе и через валютные спекуляции). Так что отвечать по его обязательствам, весьма вероятно, придется в итоге государству, а расплачиваться — налогоплательщикам.

Но и нынешний глава украинского государства Петр Порошенко, видимо, тоже был бы не прочь отложить решение этого "гиблого" вопроса на второй президентский срок. Который он, конечно же, рассчитывает заполучить, и поддержка "плюсов" для этого оказалась бы весьма кстати. Однако как бы обоим ключевым фигурантам процесса не хотелось растянуть "удовольствие" до 2019 г, этого времени (по крайней мере, у страны) уже просто нет. В том числе и потому, что предусмотренный программой рекапитализации и согласованный с МВФ "мирный" (и надо сказать — оптимальный) сценарий решения проблемы — постепенный выход банка на выполнение всех нормативных требований — под серьезнейшей угрозой срыва. Главная его проблема не столько в объемах кредитов или резервов, сколько в залогах (а точнее, в их фактическом отсутствии). Это признает и руководство банка, отмечая, что основной способ улучшения капитализации финучреждения — работа с залогами. Но признание проблемы и ее решение — вещи разные. По определенному регулятором сценарию трехлетней докапитализации банк продвигается с огромным скрипом — корпоративный кредитный портфель не сокращается, дебиторская задолженность от юрлиц растет, резервы под обесценивание кредитов на стабильно низком уровне.

Из первоначально выставленного его собственникам требования привести в соответствие "нестыковки" в балансе на 138–141 млрд грн пока были предоставлены залоги на 31 млрд, из которых аудиторы верифицировали 26 млрд. В результате чего для приведения нормативов в норму необходимо "закрыть" еще около 105–110 млрд грн "хвостов".

Юридичні застереження

Protocol.ua є власником авторських прав на інформацію, розміщену на веб - сторінках даного ресурсу, якщо не вказано інше. Під інформацією розуміються тексти, коментарі, статті, фотозображення, малюнки, ящик-шота, скани, відео, аудіо, інші матеріали. При використанні матеріалів, розміщених на веб - сторінках «Протокол» наявність гіперпосилання відкритого для індексації пошуковими системами на protocol.ua обов`язкове. Під використанням розуміється копіювання, адаптація, рерайтинг, модифікація тощо.

Повний текст