Головна Блог Аналітична стаття Статті АВТОМОБИЛЬНЫЙ РЫНОК И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ. НЕКОТОРЫЕ ТЕЗИСЫ.

АВТОМОБИЛЬНЫЙ РЫНОК И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ. НЕКОТОРЫЕ ТЕЗИСЫ.

01.10.2018
Переглядів : 8633

Как известно, украинский авторынок отличается своей спецификой. Одной из его характерных особенностей является недостаток бывших в употреблении автомобилей. И, соответственно, их цена намного выше, чем в странах ЕС, США, тем более – Японии. Часто это явление связывается с тем, что в западных странах на такие автомобили высокие налоги, однако это не единственный и не главный фактор. Основная проблема в другом: там таких автомобилей (в том числе и в хорошем состоянии) – достаточно. Приобрести их может каждый желающий.

В Украине ситуация в корне другая. Эти автомобили, когда были новыми, к нам практически не попадали, в силу того, что имеющих возможность их новыми приобрести, было немного. (А в советские времена иномарки вообще ввозились в единичных экземплярах.) В то же время, ввезти их б/у – затруднительно или невозможно, в силу особенностей правового регулирования. И это не только высокие таможенные платежи, включая акциз.

Это – прямые запреты. Запрет автомобилей с «правосторонним расположением руля» (ст.29 Закона «О дорожном движении»), что закрывает ввоз автомобилей японского рынка, запрет ввоза и первой регистрации автомобилей, не соответствующих стандарту (на данный момент) Евро-5, что фактически закрывает ввоз автомобилей до 2010 года выпуска, обязательность сертификации в том числе б/у автомобилей, ввозимых гражданами для своих потребностей, что фактически закрывает ввоз автомобилей американского рынка.

Вообще, сам факт, что автомобили являются объектом обложения акцизом, свидетельствует, что их наше государство отнесло к товарам «нежелательного потребления», наряду, скажем, с табаком и алкоголем. Отношение к автомобилистам обозначено. А исчисление этого платежа в зависимости от рабочего объёма двигателя – тема отдельного разговора, выходящего за тему данной статьи.

А пока посмотрим, к чему приводят запреты…

Во-первых, они существенным образом ограничивают выбор потребителя. Особенно того, для кого автомобиль – не просто «кусок железа» определённой стоимости, и кто хочет ездить на автомобиле вполне определённой модели. И если такой найти в Украине проблематично или невозможно, то человек лишается возможности осуществить свою мечту…

Во-вторых, такие нормы, по сути, дискриминационны по потребительским предпочтениям. Так уж случилось, что в Украине достаточно большая группа потребителей, которым не нравится излишняя насыщенность электроникой современных автомобилей, и ещё ряд их особенностей. (Автор этих строк сам относится к таковым.) Эта группа потребителей, по сути, дискриминирована такими запретами.

В-третьих, невозможность для многих заменить совсем старые, ещё советские автомобили на что-то более современное, хотя и не новое, только отрицательно сказывается на общем уровне безопасности дорожного движения.

О комфорте, о том, какие платежи недополучает бюджет из-за невозможности ввезти эти автомобили, и других аспектах, - и говорить нечего.

Начнём с самого старого из этих запретов – запрета автомобилей с «правым рулём». Как уже говорилось, он сформулирован в ст.29 Закона «О дорожном движении». То есть действует с 1994 года. Но постановлением ВР, которым закон вводится в действие, определено, что он не распространяется на ранее зарегистрированные автомобили, а реализуется путём запрета их регистрации.

Сделано это якобы под предлогом безопасности. На самом деле влияние этого фактора на безопасность сомнительно. Ещё в начале 90-х автору этих строк, тогда – внештатному корреспонденту одного из автомобильных журналов, приходилось заниматься этой темой. И держать в руках документ от тогдашнего управления ГАИ с подборкой аварий с такими автомобилями. Так вот, боятся их потому, что хуже обзор встречной полосы при обгоне, но ни одной аварии по этой причине в документе ГАИ не было. Аварий при обгонах там приводилось всего две: одна – с пьяным водителем, другая – по техническим причинам (вырвало полуось, что привело к опрокидыванию).

Юридичні застереження

Protocol.ua є власником авторських прав на інформацію, розміщену на веб - сторінках даного ресурсу, якщо не вказано інше. Під інформацією розуміються тексти, коментарі, статті, фотозображення, малюнки, ящик-шота, скани, відео, аудіо, інші матеріали. При використанні матеріалів, розміщених на веб - сторінках «Протокол» наявність гіперпосилання відкритого для індексації пошуковими системами на protocol.ua обов`язкове. Під використанням розуміється копіювання, адаптація, рерайтинг, модифікація тощо.

Повний текст