Главная Блог Аналитические статьи Статьи Затонувшее имущество: Распорядок дна

Затонувшее имущество: Распорядок дна

18.09.2016
Автор:
Просмотров : 3478

Проблема затонувшего имущества носит актуальный характер ввиду отсутствия средств на оперативное устранение аварий и его подъем со дна.

Морское судоходство неразрывно связано с авариями, крушениями, повреждением и уничтожением судов и другого имущества в процессе перевозки, в результате чего такие объекты (их части) опускаются на дно, дрейфуют либо оказываются на мелководье, получая статус затонувшего имущества. Такое имущество зачастую несет в себе вполне реальную либо потенциальную угрозу для навигации, окружающей среды и человеческой жизни. Согласно статистике IMO, по состоянию на 2015 год в мире насчитывалось около 1300 брошенных затонувших объектов, однако вероятно, что реальная картина гораздо серьезнее. Для Украины проблема затонувшего имущества также носит актуальный характер с учетом устаревшего (оставшегося) отечественного флота, участившихся за последнее время случаев морских инцидентов в прибрежных водах и отсутствия средств на оперативное устранение аварий и подъем затонувшего имущества. Вот несколько примеров из новейшей истории.

Вспомните новость: Кому по закону принадлежит затонувший корабль 500 лет назад

Они тонут

В 2005 году в акватории Ильичевского морского порта затонул грузовой док «4М» (грузоподъемность 27 тыс. т, длина 217 м). В результате проведения уникальной и дорогостоящей спасательной операции док удалось поднять только в 2008 году — за это время док плотно увяз в иле, что увеличило в полтора раза его вес при подъеме.

В мае 2011 года в акватории Ильичевского судоремонтного завода по причине ошибки сменного механика затонул еще один плавучий док вместе с теплоходом «Волгонефть­263». Суд в полном объеме удовлетворил иск прокуратуры о взыскании с завода убытков за загрязнение окружающей среды на сумму более 5,5 млн грн (решение Хозяйственного суда Одесской области от 28 ноября 2011 года по делу № 14/17­3879­2011). Операция по подъему дока и судна длилась несколько месяцев, а расходы на ее проведение удалось взыскать с судовладельца только по результатам арбитражного рассмотрения в МАК при ТПП Украины.

6 марта 2013 года в районе Старостамбульской дельты реки Дунай на глубине 17 метров затонул теплоход «Николай Бауман», перевозивший гипс. В результате аварии в море попали нефтепродукты, загрязнив площадь более 840 тыс. м2, что грозило региону крупномасштабной экологической катастрофой. Иск прокуратуры о взыскании с судовладельца и страховщика убытков за загрязнение окружающей среды в размере более миллиона долларов был удовлетворен судом в полном объеме (решение Хозяйственного суда Одесской области от 3 марта 2015 года по делу № 916/1609/13). Однако оба ответчика оказались нерезидентами без какого­либо имущества на территории Украины, (кроме затонувшего судна), поэтому исполнить решение суда было практически невозможно. Понимая это обстоятельство, по ходатайству прокуратуры суд арестовал затонувшее судно (определение Хозяйственного суда Одесской области от 3 марта 2015 года по делу № 916/1609/13). Однако с юридической точки зрения на момент ареста судно уже перешло в государственную собственность, поскольку было «невостребованным» более двух лет с момента аварии (статья 124 Кодекса торгового мореплавания (КТМ) Украины).

Згадайте новину: Будівництво терміналу в порту «Південний» вартістю 100 млн. $ реальна зовнішня інвестиція в економіку України

Что говорит КТМ Украины?

Юридические оговорки

Protocol.ua обладает авторскими правами на информацию, размещенную на веб - страницах данного ресурса, если не указано иное. Под информацией понимаются тексты, комментарии, статьи, фотоизображения, рисунки, ящик-шота, сканы, видео, аудио, другие материалы. При использовании материалов, размещенных на веб - страницах «Протокол» наличие гиперссылки открытого для индексации поисковыми системами на protocol.ua обязательна. Под использованием понимается копирования, адаптация, рерайтинг, модификация и тому подобное.

Полный текст