Очень частой является практика, когда прокурор обращается с иском в интересах государства. Это могут быть иски к местным советам и новым собственникам об отмене решений органов самоуправления о передаче земельных участков в собственность в виду определенных нарушений, или же наоборот иски в интересах органов местного самоуправления, когда те бездействуют и не защищают интересы государства.
До недавнего времени никто не ставил под сомнение право прокурора обратиться в суд с подобным иском. Однако Верховный Суд в последнее время обращает свое отдельное внимание именно на основания для обращения прокурора с иском и его аргументацию, и в случае если прокурор не смог подтвердить надлежащим образом основания, в иске может быть отказано.
Разбираясь в одном из таких дел Верховный Суд сделал следующие выводы.
В соответствии с п.3 ч.1 ст. 131-1 Конституции Украины в Украине действует прокуратура, которая осуществляет представительство интересов государства в суде в исключительных случаях и в порядке, которые определены в законе.
ЕСПЧ неоднократно обращал внимание на участие прокурора в суде на стороне одной из сторон дела как на обстоятельство, которое может влиять на соблюдение принципа равности сторон. Поскольку прокурор или должностное лицо с аналогичными функциями предлагая удовлетворить или отклонить … жалобу, стает противником или союзником одной из сторон в деле, его участие может вызывать у одной из сторон чувство неравенства.
Суд также обращал внимание на категории дел, где поддержка прокурора не нарушает справедливого баланса, в частности в деле «Менчинская против РФ» ЕСПЧ высказал мнение, что поддержка, которая предоставляется прокуратурой одной из сторон, может быть оправдана при определенных обстоятельствах, например, при защите интересов незащищенных категорий граждан (детей, лиц с ограниченными возможностями и т.д.) которые, наверное, не в состоянии защищать свои интересы, или в тех случаях, когда соответствующим правонарушением затрагиваются интересы большого числа граждан, или в случаях когда нужно защитить интересы государства.
Рассматривая каждый случай отдельно Суд решает насколько участие прокурора в рассмотрении дела соответствовала принципу равноправия сторон.
На основании вышеизложенного, с учетом роли прокуратуры в демократическом обществе и необходимости соблюдения справедливого баланса в вопросе равноправия сторон судебного производства содержание п.3 ч.1 ст. 131-1 Конституции Украины в отношении оснований представительства государства в судах не может толковаться расширено.
Следовательно, прокурор может представлять интересы государства в суде в исключительных случаях, которые прямо предусмотрены законом, в ином случае будет осуществляться нарушение принципов состязательности как одного из основ правосудия.
Положения п.3 ч.1 ст. 131-1 Конституции отсылают к специальному закону, который и устанавливает те исключительные случаи представительства прокурором интересов государства в суде.
В соответствии с ч.3 ст. 23 ЗУ «О прокуратуре» прокурор осуществляет представительство в суде интересов государства в случае нарушения или угрозы нарушения интересов государства, если защиту этих интересов не осуществляет или осуществляет ненадлежащим образом орган государственной власти, орган местного самоуправления или иной субъект властных полномочий.
Protocol.ua обладает авторскими правами на информацию, размещенную на веб - страницах данного ресурса, если не указано иное. Под информацией понимаются тексты, комментарии, статьи, фотоизображения, рисунки, ящик-шота, сканы, видео, аудио, другие материалы. При использовании материалов, размещенных на веб - страницах «Протокол» наличие гиперссылки открытого для индексации поисковыми системами на protocol.ua обязательна. Под использованием понимается копирования, адаптация, рерайтинг, модификация и тому подобное.
Полный текстCopyright © 2014-2024 «Протокол». Все права защищены.