Главная Блог Аналитические статьи Статьи Какой должна быть "электронная коммуникация" судов, и нужна ли нам ЕСИТС?

Какой должна быть "электронная коммуникация" судов, и нужна ли нам ЕСИТС?

11.05.2020
Просмотров : 4382

Условия работы судов и участников процесса во время карантина сделали необходимыми «дистанционные» методы коммуникации. Это общеизвестно и понятно, в результате чего появились рекомендации Высшего совета правосудия от 20.03.2020г., в числе прочего, в них идёт речь о «переходе судов на обработку электронной корреспонденции». Также в очередной раз активизировались усилия (или разговоры?) о запуске в полноценном режиме Единой судебной информационно-телекоммуникационной системы (ЕСИТС), которая уже довольно давно работает в режиме тестовом. Я зарегистрировался в ней некоторое время назад (задолго до карантина), даже пытался пользоваться, более того – разработал несколько «авторских» шаблонов процессуальных документов. В то же время, в период карантина неоднократно использовал обычную электронную почту для коммуникации с судами. Поэтому изложу своё видение ситуации, с точки зрения практикующего адвоката и компьютерного пользователя (не особенно продвинутого).

Итак, проблемы ЕСИТС в существующем виде (даже если отбросить то, что она не всегда корректно работает, может «зависать» и т.п.):

  1. Она сложна для пользователя, если этот пользователь не владеет компьютерными навыками хотя бы частично на профессиональном уровне.
  2. Она построена на готовых шаблонах, которые не могут быть применены для всех ситуаций; если по делу сложилась ситуация, для которой шаблон отсутствует, пользователь воспользоваться системой не может, или вынужден самостоятельно разрабатывать шаблон и ждать, пока администратором системы он будет в эту систему включён. Это плохо и с точки зрения времени, и с точки зрения сложности, и с точки зрения того, что во многих случаях «раскрываются ноу-хау».
  3. Сложная и длительная процедура получения доступа к делу в этой системе. То есть, если в суде рассматривается дело в обычной «бумажной» форме, то участник процесса не может просто так, без длительной процедуры получения доступа к этому делу в ЕСИТС, подать через систему какой-либо процессуальный документ в электронной форме.
  4. Отсутствие опции видеоконференций из-за пределов здания суда, и сомнение в том, что в обозримом будущем она появится в реально работающем виде.

Это моё видение основных проблем (перечень не исключительный, я о проблемах «концептуальных». Возможно, читатели смогут добавить свои замечания.

Именно в силу того, что доступа к делам, в которых уже давно участвую, через ЕСИТС нет, - дела рассматриваются в судах в обычной «бумажной» форме, - в ряде случаев ходатайства (в том числе о переносе дел в связи с карантином либо иными причинами) был вынужден подавать по обычной электронной почте.

Здесь возникают две проблемы.

Во-первых, отсутствие не только юридически значимого, а вообще какого бы то ни было подтверждения получения судом электронной корреспонденции. То есть, получается отправка письма «на деревню дедушке». (А посещать почтовое отделение для отправки обычного заказного письма – и не очень хорошо с точки зрения эпидемиологической, и часто письмо нужно отправить срочно, оно просто не успеет дойти.)

Во-вторых – работа сотрудников канцелярий судов. Некоторые из них вообще не регистрируют электронную корреспонденцию. Некоторые требуют в обязательном порядке наличия электронной цифровой подписи. Некоторые не могут проверить ЭЦП, когда она есть, и, наоборот, просят в ответном письме прислать файл без ЭЦП. Потом приходится искать телефоны сотрудников суда (секретаря судебного заседания или помощника судьи) с тем, чтобы удостовериться, что письмо вообще к ним попало из канцелярии. Как, вероятно, понимает читатель, это всё – вообще не адвокатская работа, по большому счёту, но отнимает много времени и энергии. Между тем, всех этих проблем просто не должно возникать. В итоге пришёл к тому, что, посылая такие электронные письма, вынужден: 1) создать соответствующий документ в бумажном и подписанном от руки виде; 2) отсканировать его, чтобы он был в формате .pdf; 3) подписать этот файл ЭЦП; 4) отправить в суд электронное письмо, к которому приложены два файла формата .pdf – один подписанный ЭЦП, другой – нет, чтобы в любом случае сотрудники канцелярии суда смогли его прочитать, но уверенности в том, что документ попадёт по назначению, в такой ситуации всё равно никогда нет. Эта ситуация может быть описана только одним выражением: «танцы с бубнами».

Вся эта ситуация, по сути, делает невозможной нормальную электронную коммуникацию участников процесса с судами.

Ниже изложу, как я вижу нормальную организацию такого взаимодействия. Вижу, повторюсь, с точки зрения обычного интернет-пользователя и практикующего адвоката, но, по моему мнению, организовать это будет значительно проще, нежели «допиливать» в существующем виде ЕСИТС. Кроме того, такое взаимодействие может быть организовано практически при любой аппаратной базе пользователей. Для этого не потребуется и изменений процессуального закона, по сути дела, изменить придётся только положение, регулирующее деятельность ЕСИТС.

Итак, ЕСИТС в существующем виде, основанная на шаблонах, не нужна. Нужна форма на сайте Судова влада України, где пользователь может подать в суд документы в соответствующий суд (со страницы, относящейся к этому суду). Там должна быть форма (стандартизированная для всех судов). И единые требования к документам. Например: формат (текстовый документ Word или .pdf, возможны приложения в виде фото или видео), размер, и обязательно наличие ЭЦП. Документы прикрепляются на сайте.

Пользователь, попадая на эту страницу, прежде всего видит первый вопрос: хочет он подать документ, открывающий новое дело (исковое заявление, жалобу и т.п.), или процессуальный документ по уже рассматриваемому в суде делу? В первом случае сайт должен предложить ему прикрепить сначала сам документ (например, исковое заявление) в соответствующем формате и подписанный ЭЦП, затем – приложения.

Юридические оговорки

Protocol.ua обладает авторскими правами на информацию, размещенную на веб - страницах данного ресурса, если не указано иное. Под информацией понимаются тексты, комментарии, статьи, фотоизображения, рисунки, ящик-шота, сканы, видео, аудио, другие материалы. При использовании материалов, размещенных на веб - страницах «Протокол» наличие гиперссылки открытого для индексации поисковыми системами на protocol.ua обязательна. Под использованием понимается копирования, адаптация, рерайтинг, модификация и тому подобное.

Полный текст