Головна Блог Новини Зона риска: почему судебная реформа рискует провалиться

Зона риска: почему судебная реформа рискует провалиться

02.10.2016
Переглядів : 2184

Сегодня вступили в силу изменения в Конституцию, касающиеся правосудия и новый закон "О судоустройстве и статусе судей". Теперь судебная система страны будет жить по новым правилам. В стране появятся новый Верховный суд, Высший антикоррупционный суд, Высший совет правосудия, а судьями смогут стать адвокаты и ученые, ранее никогда не работавшие в судебной системе. Влияние парламента и президента на судебную систему будет потенциально сведено к минимуму. Предполагается, что в течение следующих нескольких лет судебная власть Украины должны максимально приблизиться к европейским стандартам и наконец-то перестать вызывать постоянную критику со стороны общества и политиков. Но на пути к успеху, судебную реформу ждет множество подводных камней. Натолкнувшись хотя бы на один из них, корабль под названием "судебная власть", рискует пойти на дно. Какие риски несет в себе реформа.

Новый старый Верховный Суд

Согласно новому закону, Высший хозяйственный суд (ВХСУ), Высший административный суд (ВАСУ), Высший специализированный суд по рассмотрению гражданских и уголовных дел (ВССУ), а также действующий сейчас Верховный Суд, должны быть ликвидированы. Их судьи должны либо перевестись в другие суды, либо уволиться, либо пойти на конкурс в новый Верховный суд. Однако проблема заключается в том, что новый Верховный суд во многом будет новым только по форме, а не по сути. В новом Верховном судей будут созданы сразу четыре отдельных суда: кассационный административный, кассационный хозяйственный, кассационный уголовный и кассационный гражданский суды. Кроме того, в Верховном Суде будет создана и своя внутренняя кассация – Большая палата, которая сможет пересматривать решения четырех палат. Таким образом, хотя одной из целей реформы было уменьшение числа судебных инстанций и обеспечение единства судебной практики, фактически получается, что вместо четырех отдельных друг от друга судов, под крышей казалось бы единого Верховного суда, все равно продолжат свое существование все те же четыре отдельных суда. Новый Верховный Суд должен быть сформирован к марту 2017 года.

Згадайте новину: ЦИТАТА МІСЯЦЯ: Міністр МВД України Арсен Аваков: «Перехідний період у судовій реформі триватиме близько 5 років»

Противники этой системы, в первую очередь действующий председатель Верховного Суда Ярослав Романюк и председатель ВАСУ Александр Нечитайло считают, что новый Верховный Суд будет неэффективен, трудно управляем, поскольку будет состоять из фактически самостоятельных судов, со своими аппаратами и председателями. Как и сейчас, они вряд ли будут согласовывать друг с другом судебную практику.

Проблемой является и то, насколько новый Верховный суд сможет быстро и эффективно включиться в работу. Минимальное число судей, с которыми суд может начать работу, составляет 65 человек. Однако в силу кадровых проблем, только в ВАСУ сейчас находится 20 тыс. нерассмотренных дел, рассматривать которые предстоит уже соответствующей палате Верховного суда. Очевидно, что даже если все судьи Верховного суда, а не только профильная палата, будут заниматься исключительно административными делами, на рассмотрение только этих дел уйдет много времени. Легко может повториться ситуация середины 2000-х годов, когда Верховный суд в похожей ситуации оказался в коллапсе и не смог рассматривать поступающие дела, что нанесло большой удар по его репутации.

Все в руках совета

Еще одним важнейшим элементом реформы является создание Высшего совета правосудия (ВСП), который будет сформирован на базе Высшего совета юстиции. Теперь именно ВСП будет единолично назначать, увольнять, переводить судей, привлекать их к дисциплинарной ответственности, снимать с них неприкосновенность и отстаивать интересы судебной власти в отношениях с другими ветвями власти. Несмотря на то, что в условиях деструктивной позиции, которую занимает парламент по отношению к судьям, наделение Совета правосудия столь большими полномочиями, выглядит логичным, однако и здесь не обходится без подводных камней. Высший совет правосудия по квотному принципу будут формировать органы самоуправления судей, адвокатов, прокуроров, ученых-правоведов и Верховная рада. Следствием этого могут быть скандалы, связанные с назначением или увольнением тех или иных членов, ведь тот, кто получит в ВСП большинство, по сути, будет контролировать судебную систему страны. Дело о якобы мошенничестве со стороны члена нынешнего Высшего совета юстиции Павла Гречковского, как уже официально объявили представители органов адвокатского самоуправления, может быть первым сигналом того, что борьба за Совет правосудия началась.

Згадайте новину: Зміни до Конституції в частині правосуддя набули чинності

Совет правосудия рискует столкнуться и с организационными проблемами. К примеру, Высшая квалификационная комиссия судей (ВККС), ранее отвечавшая не только за отбор судей, но и за привлечение их к дисциплинарной ответственности, с 30 сентября такую функцию теряет. Это значит, что 13 тысяч не рассмотренных жалоб, которые скопились в ВККС, теперь будут переданы в ВСП, где уже лежат не рассмотренными несколько тысяч своих жалоб, поступивших в ВСЮ. Сможет ли ВСП обработать такой массив жалоб до истечения срока их давности, большой вопрос, тем более, что сейчас работа ВСЮ оказалась заблокированной. Дело в том, что разработчики закона о ВСП не смогли его своевременно подготовить, а парламент, соответственно, проголосовать. Законопроект о ВСП был зарегистрирован в парламенте только 26 сентября, когда пленарная неделя уже закончилась. Принятие закона о совете правосудия ожидается к середине октября.

Кадровый отбор

Юридичні застереження

Protocol.ua є власником авторських прав на інформацію, розміщену на веб - сторінках даного ресурсу, якщо не вказано інше. Під інформацією розуміються тексти, коментарі, статті, фотозображення, малюнки, ящик-шота, скани, відео, аудіо, інші матеріали. При використанні матеріалів, розміщених на веб - сторінках «Протокол» наявність гіперпосилання відкритого для індексації пошуковими системами на protocol.ua обов`язкове. Під використанням розуміється копіювання, адаптація, рерайтинг, модифікація тощо.

Повний текст