В 1421 году центральную площадь Брюгге, торгового порта и главного города Западной Фландрии, украсило пышное готическое здание новой ратуши. Прежнее, то, в котором размещалось городское управление, сгорело еще двести лет назад, и собрания совета города с тех пор проходили в здании тюрьмы. Лишь в 1376 году Людовик II Мальский, граф Фландрии, принял решение о сносе темницы и постройке на ее месте ратуши, которая соответствовала бы высокому экономическому и политическому месту, занимаемому Брюгге среди городов Северной Европы. Когда строительные работы, затянувшиеся на целых 45 лет, наконец, завершились, начались новые – над внутренними интерьерами ратуши. Для этих целей привлекли лучших фламандских мастеров и живописцев, в числе которых был и уроженец Удерватера Герард Давид. Несмотря на то, что в Брюгге он обосновался всего несколько лет назад, двадцатичетырехлетний художник довольно быстро был замечен и отмечен знатоками живописи, и получал достаточно заказов, чтобы позволить себе иметь собственную мастерскую.
В 1484 году имя Давида упоминается в регистре живописцев Брюгге, а десять лет спустя, после смерти знаменитого Ханса Мемлинга, ведущее положение среди художников Фландрии уверенно перешло к нему. Об авторитете Герарда Давида свидетельствовал и престижный заказ городских властей написать серию панелей для новой ратуши. Так как заранее было обговорено, что работы художника предназначаются для зала, в котором будет проходить заседания городского суда, то и сюжет был выбран соответствующий – «Суд Камбиза». В основу его легла история персидского судьи Сисамна, случившаяся в 530 – 522 годах до н. э., в правление персидского царя из династии Ахеменидов – Камбиза II, и записанная Геродотом во время путешествия на Восток: «Затем царь поставил сатрапом Сард своего сводного брата Артаферна и вместе с Гистиеем отбыл в Сусы. Отана же он назначил начальником войска в Приморской области. Отец этого Отана – Сисамн был одним из царских судей.
За то, что этот Сисамн, подкупленный деньгами, вынес несправедливый приговор, царь Камбис велел его казнить и содрать кожу. Кожу эту царь приказал выдубить, нарезать из нее ремней и затем обтянуть ими судейское кресло, на котором тот восседал в суде. Обтянув кресло, Камбис назначил судьей вместо казненного Сисамна – его сына, повелев ему помнить, на каком кресле восседая, он судит». События, происходящие в двух временных срезах, продиктовали и форму живописного полотна: диптих. Работа над ним заняла четыре года, и была закончена художником лишь к 1498 году. «Суд Камбиза» относится к жанру назидательных изображений, весьма популярных в нидерландском искусстве. В левой части диптиха запечатлен момент ареста Сисамна, которого обвинили в несправедливых решениях. Загибая пальцы, царь Камбис перечисляет случаи мздоимства, в котором уличен судья. В правой – сцена казни взяточника: в присутствии царя и придворных с него живьем сдирают кожу. На дальнем плане, в галерее, сын Сизамна Отан сидит на судейском кресле, покрытом ободранной кожей казненного. Древний сюжет написан явно как событие современное художнику – над входной дверью в здание суда висят гербы Брюгге и Фландрии, на дальнем плане видны торговые ряды, дома и улицы города, а действующие лица, изображенные в одеждах XV столетия, являются портретами граждан Брюгге.
Вспомните новость: Невиновный сидел в тюрьме 28 лет!!!
Поучительная история продажного судьи, как напоминание о судебной чести, была, что называется, на злобу дня. В XV- XVI веках, в странах Западной Европы единой судебной, финансовой и полицейской юрисдикции государства, по сути, не существовало. В каждом государстве или даже городе действовала собственная система права, отражавшая его исторические и национальные особенности и традиции. Так, фламандские города, входившие в средние века в состав Священной Римской империи, пользовались частично нормами римского права, частично – собственного, городского. И хотя процесс выработки общих правовых норм уже начался, городские суды, первоначально разбиравшие рыночные споры, но постепенно охватившие все население города, вытесняли применение ленного и дворового права в городах, повсюду все еще открыто было закреплено юридическое неравенство и различие прав сословий.
Источник: "Суд Камбиса или Сдирание кожи с продажного судьи".
Интересные факты: В августе 2012 году сторонники Юлии Тимошенко при рассмотрении ее дела в суде кассационной инстанции развернули перед судьей копию полотна «Сдирание кожи с продажного судьи». В ноябре того же года у Замоскворецкого суда были задержаны активисты, которые принесли фотокопию картины судье Андрею Федину, вынесшему приговор в отношении фигуранта «Болотного дела» Максима Лузянина.
Protocol.ua є власником авторських прав на інформацію, розміщену на веб - сторінках даного ресурсу, якщо не вказано інше. Під інформацією розуміються тексти, коментарі, статті, фотозображення, малюнки, ящик-шота, скани, відео, аудіо, інші матеріали. При використанні матеріалів, розміщених на веб - сторінках «Протокол» наявність гіперпосилання відкритого для індексації пошуковими системами на protocol.ua обов`язкове. Під використанням розуміється копіювання, адаптація, рерайтинг, модифікація тощо.
Повний текстCopyright © 2014-2024 «Протокол». Всі права захищені.