Головна Блог Новини Правосудие в театре: как доказать предвзятость через спектакль или пьеса «Синдикат правосудия»

Правосудие в театре: как доказать предвзятость через спектакль или пьеса «Синдикат правосудия»

11.03.2019
Автор:
Переглядів : 1506

Как правило, люди продолжают придерживаться того убеждения, которое у них было изначально, несмотря на представленные доказательства и новые сведения. Это показывает разработанная британскими нейробиологами иммерсивная пьеса «Синдикат правосудия», в которой зрителям предлагается вынести приговор обвиняемому по вымышленному делу.

Участие в спектакле позволяет почувствовать себя на скамье присяжных – для этого британцев приглашают в стилизованную под зал судебного заседания зону музея Герберта в Ковентри. Они знакомятся с правилами и обстоятельствами дела, а также предъявляемыми к подсудимому обвинениями. После этого присяжным заседателям показывают видео показаний свидетелей, которых изображают специально нанятые актеры. Наконец, суд присяжных удаляется в совещательную комнату для обсуждения увиденного. Дело, по которому участникам предстоит вынести вердикт, вымышленное, но такая игра очень увлекает, и обсуждения присяжных становятся все более оживленными.

«Непонятно, кому верить: ей или ему», – разводит руками член суда присяжных в очках с толстой оправой. «Такой человек, как он, не сделал бы что-то настолько рискованное», – добавляет он. Женщина справа от него утверждает, что обвиняемый, вероятно, виновен, но доказательства не позволяют установить виновность по стандарту «за пределами разумных сомнений», принятому в уголовном процессе. «Но зачем ей лгать?» – спрашивает другая женщина-присяжная.

12 человек, которые впервые видят друг друга, обсуждают, совершил ли известный детский хирург Саймон Хакстейбл покушение на изнасилование Салли Ходжес, матери одного из своих бывших пациентов. По ее словам, он пытался поцеловать ее, а затем совершил попытку изнасилования. Хакстейбл утверждает, что Ходжес выдвинула против него обвинение из-за того, что доктор не ответил взаимностью на ее заигрывания. Запись его телефонных звонков показывает, что Хакстейбл находился в доме Ходжес на протяжении 26 минут, однако полиции он сообщил, что был там всего 10 минут. История просмотров на его компьютере показывает, что ему интересны порнофильмы с изнасилованиями.

«Синдикат правосудия» – это интерактивная пьеса, которую разработали в качестве психологического эксперимента театральная группа FanSHEN и нейробиолог из Королевского колледжа Лондона Крис Де Мейер. Ученый занимается вопросами о том, как мы формируем и меняем свои мнения, изучает тенденцию придерживаться первоначальных инстинктов и то, как общности людей влияют на наши взгляды. Де Мейер надеется, что данные, выявленные в результате игры, позволят по-новому взглянуть на принятие решений человеком.

Эта проблематика очень актуальна. Все более поляризованный и враждебный характер общественного дискурса заставляет задуматься над важными вопросами. Если человек является разумным существом, почему мы принимаем так много плохих решений? Почему люди цепляются за крайние или иррациональные взгляды перед лицом фактов? И могут ли разработки психологов помочь принимать лучшие, более рациональные решения?

В основе пьесы лежат идеи научного труда «Теория когнитивного диссонанса» (1957) американского психолога Леона Фестингера

Отправной точкой для многих, кто сталкивается с этими вопросами (в том числе и для тех, кто придумал «Синдикат правосудия»), является работа американского социального психолога Леона Фестингера 1950-х годов. Основываясь на базовом человеческом желании соответствовать, Фестингер установил, что мы сравниваем себя с другими для оценки наших собственных убеждений и способностей и что те, чья позиция расходится с большинством, либо поменяют свое мнение, либо начнут атаковать людей с противоположными взглядами или формировать коалиции.

Фестингер также пришел к выводу: когда мнение человека не совпадает с общепринятым или его действия вступают в противоречие с его убеждениями, он чувствует себя некомфортно. Психологи называют это когнитивным диссонансом. Его аспирант Эллиот Аронсон усовершенствовал эту концепцию, показав, как это может привести к принятию «плохих» решений, когда речь идет о чем-то важном для нашей самооценки. «Если я считаю себя умным, компетентным и добрым, а вы доказываете мне, что я сделал что-то глупое, аморальное или вредное, у меня есть выбор», – говорит американский социальный психолог Кэрол Таврис, которая написала книгу «Ошибки были сделаны (но не мной)» в соавторстве с Аронсоном. «Я могу либо пересмотреть свое мнение о себе, либо последовательно отвергать всякие доказательства. Большинство людей выбирают второй путь, ведь он менее болезнен», – утверждает она.

Предвзятость подтверждения (confirmation bias) – тенденция обращать внимание только на ту информацию, которая подтверждает уже существующие убеждения

Эта дилемма может привести к так называемой предвзятости подтверждения (confirmation bias) – тенденции обращать внимание только на ту информацию, которая подтверждает уже существующие убеждения. Это, пожалуй, самый известный вид предрассудков человека. В 1970-х годах психолог Дэниел Канеман, лауреат Нобелевской премии, выявил ряд других шаблонов восприятия, которые могут ввести нас в заблуждение. Например, «эвристика доступности» может ошибочно убедить нас в том, что путешествие на автомобиле безопаснее, чем полет на самолете. Пара джинсов стоимостью £100 может показаться выгодной сделкой, если снизить цену с £200, несмотря на то, что их себестоимость равна £2. А «эвристика репрезентативности» может ввести в заблуждение тех, кто увлекается азартными играми, заставляя их думать, что после череды проигрышей они обязательно должны выиграть. Канеман смог объяснить, как мозг быстро на интуитивном уровне принимает одни решения и как медленно, более осознанно и обдуманно он подходит к принятию других решений.

Юридичні застереження

Protocol.ua є власником авторських прав на інформацію, розміщену на веб - сторінках даного ресурсу, якщо не вказано інше. Під інформацією розуміються тексти, коментарі, статті, фотозображення, малюнки, ящик-шота, скани, відео, аудіо, інші матеріали. При використанні матеріалів, розміщених на веб - сторінках «Протокол» наявність гіперпосилання відкритого для індексації пошуковими системами на protocol.ua обов`язкове. Під використанням розуміється копіювання, адаптація, рерайтинг, модифікація тощо.

Повний текст