В судебной практике бывают случаи, когда лица оспаривают нормативно-правовые акты, которые, по их мнению, не соответствуют действующим законодательным актам. Если вопрос не касается конституционности оспариваемого документа, то такие споры по закону подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства. Однако, случается, что административный суд, рассматривая споры о законности, в частности, указов президента Украины, отказывает в открытии производства, ссылаясь на то, что рассмотрение такого рода споров относится к полномочиям Конституционного Суда.
Так, довольно интересное дело №21-403а16 от 26 апреля 2016 года рассматривалось в Верховном Суде Украины. Примечательно, что в своем решении ВСУ указал, что определение Высшего административного суда Украины, которым отказано в открытии производства по указанному делу, не основывается на правильном применении норм материального и процессуального права.
Згадайте новину: Перше вето Президента України Петра Порошенко
Суть дела
18 января 2016 года Лицо 1 обратилось в суд с иском, в котором просило признать незаконным абз. 1 п. 2 Указа президента №77/96 от 23 января 1996 года «О мерах по реформированию системы подготовки специалистов и трудоустройства выпускников высших учебных заведений» (далее — Указ №77/96).
В обоснование исковых требований гражданин сослался на то, что указанный выше пункт Указа №77/96 не соответствует действующим законодательным актам в сфере образования, а именно: ч. 1 ст. 64 Закона №1556-VII от 1 июля 2014 года «О высшем образовании» (далее — Закон №1556-VII), ст. 52 Закона №1060-ХII от 23 мая 1991 года «Об образовании» (далее — Закон №1060-XII).
Высший административный суд Украины определением от 21 января 2016 года на основании ч. 1 ст. 109 Кодекса административного судопроизводства отказал в открытии производства по данному делу, исходя из того, что речь идет о неконституционности оспариваемого положения Указа №77/96.
Згадайте новину: Указ Президента України Петра Порошенко про розпуск Верховної Ради України та призначення дострокових парламенських виборів
Точка зрения ВСУ
Проверив приведенные в заявлении доводы, коллегия судей Судебной палаты по административным делам ВСУ посчитала, что заявление Лица 1 подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В административные суды могут быть обжалованы любые решения, действия или бездеятельность субъектов властных полномочий, кроме случаев, когда относительно таких решений, действий или бездеятельности Конституцией, или законов Украины установлен иной порядок судебного производства (ч. 2 ст. 2 КАСУ).
Protocol.ua є власником авторських прав на інформацію, розміщену на веб - сторінках даного ресурсу, якщо не вказано інше. Під інформацією розуміються тексти, коментарі, статті, фотозображення, малюнки, ящик-шота, скани, відео, аудіо, інші матеріали. При використанні матеріалів, розміщених на веб - сторінках «Протокол» наявність гіперпосилання відкритого для індексації пошуковими системами на protocol.ua обов`язкове. Під використанням розуміється копіювання, адаптація, рерайтинг, модифікація тощо.
Повний текстCopyright © 2014-2025 «Протокол». Всі права захищені.