Противники создания в Украине антикоррупционного суда, кажется, нашли еще одну зацепку для его блокировки. Уже две недели в медийном поле раскручивается идея о том, что часть требований МВФ и Всемирного банка к закону "О Высшем антикоррупционном суде" являются не просто неприемлемыми, но и вообще посягательством на суверенитет.
Напомню: МВФ и Всемирный банк уже достаточно жестко настаивают внести в "президентский" законопроект поправки – в соответствии с международными обязательствами Украины и в соответствии с рекомендациями Венецианской комиссии. Пренебрежение требованиями ставит под угрозу получение не только миллиардов от МВФ, но и $800 млн банковских гарантий. К давлению на АП также присоединилась Еврокомиссия, намекнув, что от создания антикоррупционного суда (АКС) зависит и судьба безвиза.
В четверг на "Украинском завтраке" в Давосе президент Петр Порошенко заявил, что Украина продолжает работать над законопроектом №7440 "О Высшем антикоррупционном суде" вместе с международными партнерами. Что именно изменится в законопроекте, пока неизвестно.
Активно обсуждается требование МВФ и ВБ, чтобы кандидаты в судьи проходили отбор Общественного совета международных экспертов (ОС) и его роль в отборе была решающей. Еще один спорный момент – требование уже сейчас законодательно утвердить количество судей АКС.
Интересно, что ни Вашингтон, ни Брюссель не акцентируют внимание на том, что законопроект возлагает исполнение роли следственных судей на судей АКС, обе палаты которого будут в Киеве. Практически не обсуждается этот вопрос и в медийном поле. Между тем, по мнению правозащитников, это создает основания для многочисленного нарушения прав подсудимых.
Следственные судьи в Киеве – нарушение прав подсудимых
И по международному, и по украинскому законодательству, после задержания человек должен быть незамедлительно доставлен к судье для избрания меры пресечения. И, как подчеркивает мой коллега адвокат Андрей Кристенко, специалист по защите прав в Европейском суде по правам человека, "безотлагательно" действительно должно означать "здесь и сейчас", "немедленно", а не "как уж получится".
Задержать человека без избрания меры пресечения можно не более чем на 48 часов. Как это выполнить в реальных условиях, если человека задержали в регионе, а суд в Киеве? Нет машины – нарушение прав человека. Нет вертолета – нарушение прав человека.
На избрании меры пресечения все не закончится. Далее будет рассмотрение бесконечного количества ходатайств и предоставление разрешения на проведение следственных и негласных следственных (разыскных) действий, которые ограничивают права и свободы человека. А рассмотрение жалоб на эти действия фактически будет означать необходимость постоянных переездов подозреваемого с места жительства в Киев и обратно.
И по моему мнению, и по мнению коллег-правозащитников, в структуру АКС должны входить региональные следственные судьи для избрания меры пресечения. С одной стороны, это может стать нелогичным раздуванием штата АКС (ведь сложно прогнозировать, какаю нагрузку получат региональные следственные судьи), и эту роль можно было бы возложить на следственных судей общих судов. Но с другой, привлечение к работе членов АКС судов общей юрисдикции может моментально перечеркнуть желанную независимость и честность вновь создаваемого суда.
Действительно ли решающая роль Общественного совета международных экспертов нарушает суверенитет Украины?
Protocol.ua є власником авторських прав на інформацію, розміщену на веб - сторінках даного ресурсу, якщо не вказано інше. Під інформацією розуміються тексти, коментарі, статті, фотозображення, малюнки, ящик-шота, скани, відео, аудіо, інші матеріали. При використанні матеріалів, розміщених на веб - сторінках «Протокол» наявність гіперпосилання відкритого для індексації пошуковими системами на protocol.ua обов`язкове. Під використанням розуміється копіювання, адаптація, рерайтинг, модифікація тощо.
Повний текстCopyright © 2014-2024 «Протокол». Всі права захищені.