100 дней войны изменили жизнь многих россиян. Несогласные сначала выходили на уличные протесты, а когда власти ввели уголовное наказание за «дискредитацию» российской армии — стали участвовать в антивоенном движении. Многим пришлось уехать из страны. Другие же ходили на митинги в поддержку «спецоперации» и повторяли аргументы российской пропаганды о «денацификации» Украины. Что изменилось в обществе за время войны, как россияне уживаются друг с другом и кто на самом деле поддерживает «спецоперацию»? Об этом «Медуза» поговорила с социологом Алексеем Титковым.
— Как с начала войны изменилась работа российских социологов?
— Я сначала повредничаю и скажу, что опросные компании — это не социологи. Они сами по себе, мы сами по себе. С конца марта опросным компаниям пришлось приспосабливаться к новым условиям. Произошли подвижки в том, насколько и какие люди хотят отвечать на вопросы, насколько искренне, насколько правдиво они в принципе готовы отвечать.
Это примерно та же история, которую все знают по выборам: есть более лояльные избиратели, а есть более оппозиционные. И в зависимости от того, как идет избирательная кампания, кого лучше позвали [на выборы], кого хуже, соотношение между ними может меняться. В декабре 2011 года на думских выборах лояльные избиратели, которых все устраивало, остались дома, а более протестные пришли. В результате правящая партия свой результат серьезно ухудшила.
С опросами сейчас действительно похожая история. Это можно обнаружить по косвенным признакам: с начала марта по сравнению с опросами предыдущей эпохи растет доля людей, для которых основной источник информации — это телевизор. Стало сложнее найти [респондентов] готовых отвечать [на опросы] в группе молодых и образованных граждан. Для правильной выборки их приходится чисто арифметически добирать больше, чем обычно. Это первая сложность, которая появилась, — состав людей.
Уменьшилась доля готовых отвечать. Она традиционно невысокая, показатель достижимости порядка 10%. Сейчас показатель уменьшился еще на три-четыре процентных пункта. Важно не то, что он уменьшился: что 10%, что 7% — это не принципиально. Важно, что он уменьшился непропорционально. Поэтому искажений за счет состава стало больше.
Вторая сложность заключается в том, что с начала марта люди быстро выучили слова «фейки» и «дискредитация». В ситуации, когда кто-то звонит [человеку] или подходит [на улице] и просит ответить на вопросы, люди вполне рационально подозревают, что какие-то ответы могут оказаться поводом, чтобы их тоже наказали за «фейки» и «дискредитацию», — мало ли кто спрашивает. И это особенно сильно проявляется в опросах [проводимых] по мобильным телефонам. До сих пор это был самый распространенный, самый удобный, экономичный, надежный способ проводить опросы. Сейчас именно он в наибольшей степени дает сбои из-за повысившейся осторожности.
Получается, что в самых чувствительных вопросах нужно делать поправку на неискренние ответы — порядка 15 процентных пунктов. Причем неискренность может быть двойного рода. Первое — это когда люди думают не так, как «надо», но дают ответы, которые считаются официально правильными. Вариант чуть более тонкий, но тоже важный и искажающий — это когда у человека есть некоторые сомнения по чувствительным вопросам, он эти сомнения на всякий случай прячет и дает ответ более уверенный. В опросах есть варианты ответов «определенно да», «скорее да», «определенно нет», «скорее нет», и в случаях, где люди проявляют осторожность, они в меньшей степени высказывают свои сомнения и реже выбирают вариант «скорее», чаще они выбирают «определенно». Все такие поправки нужно учитывать.
— Как рост количества отказов и неискренность ответов влияют на качество исследований? Им вообще можно доверять?
— Можно ими пользоваться, зная, что есть именно такие искажения, и мысленно делая на них поправку. Лично я не считаю это поводом сказать, что это [опросы] полное вранье и что ими пользоваться не нужно. Замер он и есть замер, он что-то в общем говорит о том, что происходит и что люди думают, но нужно быть осторожнее с поправками на все эти искажения.
Что можно посоветовать читателям: всегда нужно смотреть пресс-релиз компании, а не журналистские пересказы, в которых часто появляются искажения. И второе — обращать внимание на технические детали, каким способом проводился опрос. По закону компании обязаны это писать.
Protocol.ua є власником авторських прав на інформацію, розміщену на веб - сторінках даного ресурсу, якщо не вказано інше. Під інформацією розуміються тексти, коментарі, статті, фотозображення, малюнки, ящик-шота, скани, відео, аудіо, інші матеріали. При використанні матеріалів, розміщених на веб - сторінках «Протокол» наявність гіперпосилання відкритого для індексації пошуковими системами на protocol.ua обов`язкове. Під використанням розуміється копіювання, адаптація, рерайтинг, модифікація тощо.
Повний текстCopyright © 2014-2024 «Протокол». Всі права захищені.