Главная Блог Новости По законам военного времени: как будет работать Государственное бюро расследований

По законам военного времени: как будет работать Государственное бюро расследований

30.11.2018
Просмотров : 1720

Три года назад парламент запустил процесс создания Государственного бюро расследований (ГБР). Прошлой осенью после затянувшегося конкурса этот правоохранительный орган получил руководителя. Директором ГБР стал бывший львовский прокурор Роман Труба. На этой неделе, 27 ноября, Госбюро зарегистрировало первые уголовные производства. РБК-Украина узнавало, какие вызовы стоят перед "украинским ФБР", есть ли основания сомневаться в его независимости и почему Роман Труба резко изменил свои кадровые решения.

После Революции достоинства была провозглашена реформа правоохранительной системы. Одним из ключевых ее пунктов, наряду с появлением антикоррупционных органов, стало создание Государственного бюро расследований. Согласно плану, ГБР должно перенять следственные функции у прокуратуры.

Контроль над ГБР интересен в свете политической борьбы. Ведь в подследственности Госбюро преступления топ-чиновников, членов ЦИК, народных депутатов, судей, руководства Нацбанка и правоохранительных структур. Также ГБР должно расследовать дела в отношении работников САП и НАБУ. Вдобавок в компетенции бюро будут и военные преступления, кроме разглашения гостайны.

О назначении Романа Трубы год назад на должность директора ГБР стало известно за день до финального голосования конкурсной комиссии. Тогда его называли креатурой нардепа от "Народного фронта" Сергея Пашинского и секретаря СНБО Александра Турчинова. Однако сам Труба неоднократно заявлял, что не зависит ни от одного из политиков. Он не смог наладить отношения с коллегами из других силовых структур. И более того – поссорился с функционерами НФ. Собеседники издания в правящей коалиции утверждают, что вопросом ГБР занимался и влиятельный депутат Александр Грановский. Якобы Труба испортил отношения и с ним, но зато сблизился с окружением генерального прокурора Юрия Луценко, в том числе с депутатом Глебом Загорием.

Вспомните новость: Налоговую милицию хотят заменить независимым органом с широкими полномочиями

"Список 27"

В августе Труба отказался назначать 27 кандидатов, отобранных внешней конкурсной комиссией на должности руководителей территориальных управлений и центрального аппарата ГБР. Формальной причиной для такого решения стало то, что комиссия уничтожила результаты прохождения кандидатами проверки на полиграфе. В свою очередь, общественные активисты по результатам анализа "списка 27" заявили, что как минимум к 12 кандидатам есть вопросы о происхождении их имущества, деятельности на прежней работе и конфликте интересов.

Также активисты отметили, что кресла поделены между тремя группами влиятельных политиков. "За каждую должность боролись не на жизнь, а на смерть группы Авакова-Купранца, Демчины-Грановского и Пашинского. Именно упомянутые политико-правоохранительные "игроки" распределили между собой должности", – писал тогда главный эксперт антикоррупционной группы РПР Александр Леменов.

Сам Труба с первого дня своего назначения последовательно заявлял, что Госбюро начнет работу в сентябре 2018 года. Но, согласно закону, запуск этого органа возможен только после того, как в штат наберут треть сотрудников от запланированных полторы тысячи человек. На тот момент у ГБР не было ни руководящего состава, ни достаточного количества следователей и госслужащих. Источники РБК-Украина, хорошо осведомленные в делах ГБР, утверждают, что Труба хотел получить девять кресел в "списке 27", потому и не подписал назначение.

В начале ноября Труба инициировал новый конкурс на эти должности. "Кадровое решение – это не определение победителя конкурса. Это назначение на должность или отказ в назначении. Назначает на должность директор Государственного бюро расследований. В связи с уничтожением материалов полиграфа у меня отсутствуют условия для подготовки и принятия кадрового решения", – объяснил тогда Труба.

Окружной административный суд города Киева рассматривает несколько исков против директора ГБР. Их подал нардеп от БПП Юрий Македон, принимавший участие в конкурсе на пост руководителя Госбюро. 8 ноября суд решил, что Труба должным образом не прошел люстрационную проверку. Сам он в тот момент находился в отпуске, а право подписи осталось у его первого заместителя Ольги Варченко.

В тот же день СМИ начали активно тиражировать скандал, в центре которого оказался гражданский муж Варченко – заместитель главы департамента защиты экономики Нацполиции Александр Варченко. Студентка КПИ Наталья Бурейко обвинила его в домогательствах и угрозах. Сам чиновник назвал себя жертвой информационной атаки, направленной против его жены. К слову, в тот же день девушка публично извинилась перед Варченко, написав об этом в Facebook. Стоит отметить, что в списке 27 кандидатов, которых не утвердил Труба, было четыре действующих сотрудника департамента, в котором работает Александр Варченко.

Юридические оговорки

Protocol.ua обладает авторскими правами на информацию, размещенную на веб - страницах данного ресурса, если не указано иное. Под информацией понимаются тексты, комментарии, статьи, фотоизображения, рисунки, ящик-шота, сканы, видео, аудио, другие материалы. При использовании материалов, размещенных на веб - страницах «Протокол» наличие гиперссылки открытого для индексации поисковыми системами на protocol.ua обязательна. Под использованием понимается копирования, адаптация, рерайтинг, модификация и тому подобное.

Полный текст