Главная Блог Новости Плыть или не плыть? Днепр, радиация, коронавирус и древние маршруты

Плыть или не плыть? Днепр, радиация, коронавирус и древние маршруты

13.07.2020
Просмотров : 3407

В последнее время, внимание правительства Украины, Белоруссии и Польши привлекает проект восстановления международного водного пути Е40, который, в случае реализации, позволит соединить Балтийское и Черное море путем развития коммерческого судоходства на реках Украины, Польши и Белоруссии. Три года назад «Морской институт в Гданьске» обосновал целесообразность восстановления судоходства по рекам Висла, Буг на территории Польши, по реке Мухавец, Днепровско-Бугскому каналу, по рекам Пина, Припять на территории Белоруссии и далее с выходом в Киевское, Каневское, Кременчугское, Каменское, Днепровское и Каховское водохранилища на Днепре вплоть до Херсона.

Данный проект позволил бы активизировать транспортно-грузовое сообщение между Украиной, Белоруссией и Польшей. Стоимость реализации проекта оценивается в 12 млрд долларов. Проект обсуждался на встрече министров транспорта Украины и Белоруссии в Минске в феврале, а летом планировалось проводить работы по углублению дна на реке Припять в приграничье. Планам помешали пандемия коронавируса и карантин.

Вспомните новость: Пять лет Крым без днепровской воды - катастрофа очевидна. "Сами виноваты???"

Все новое это хорошо забытое старое. Судоходство по Днепру, которому, по оценкам украинского географа Максима Веклича более 10 миллионов лет, развивалось с древнейших времен. Древние греки называли его Борисфен, римляне – Данаприс, турки – Узу, а жители Киевской Руси – Славутич. Русло реки могло меняться. По сведениям древнегреческого историка Геродота, который жил в 5 веке до нашей эры, Днепр имел два рукава и впадал в крымское озеро Донузлав вместе с рекой Южный Буг. Древнерусская Повесть временных лет гласит, что Днепр впадал в Черное море тремя устьями.

Вспомните новость: Суд заарештував російське судно-земснаряд із портом приписки Туапсе, яке видобуває пісок в окупованому Криму, - Луценко

В Средневековье по Днепру проходил торговый «Путь из варяг в греки», который позволял купцам по рекам добираться из Балтийского моря до Черного моря и Византии. Варягам приходилось тащить свои небольшие суда по суше, чтобы добраться от Западной Двины до Днепра. Данное неудобство устранили власти Речи Посполитой, куда входила территория современной Польши, Литвы, Белоруссии и часть Украины. В 1783 г. был введен в эксплуатацию Днепро-Бугский канал, который соединил днепровский приток Припять и реку Западный Буг. Навигация по Днепру активизировалась после строительства СССР крупных водохранилища, шлюзов для судов и барж в 30-60-е годы. По Днепру через Днепро-Бугский канал поставлялось железнорудное сырье с месторождений Днепропетровской области на металлургические заводы ГДР. После объединения Германии и распада СССР, перехода немецкой металлургии на руду со своих месторождений, значение Днепра как международной транспортной артерии поубавилось.

Вспомните новость: Крым 2020: Вместе с русским миром пришла жажда, а совсем скоро будет пустыня

На текущий момент, доля речных перевозок в Украине составляет менее 1%, несмотря на то, что протяженность судоходных рек в нашей стране составляет 4 тыс. км. Для сравнения, в Голландии по рекам осуществляется около 40% грузоперевозок, в Румынии и Бельгии свыше 20%. Развитие речных международных перевозок по Днепру весьма перспективно. Одна баржа грузоподъемностью девятьсот тонн равноценна восемнадцати грузовым вагонам или сорока пяти грузовым автомобилям грузоподъемностью двадцать тонн. К тому же, речные грузоперевозки самые дешевые из всех видов транспорта. В 2019 году по Днепру было перевезено около 12 млн тонн грузов, что почти на 20% больше, чем в 2018 году. В основном по реке ходят баржи груженные зерновыми, металлургической продукцией, стройматериалами, крупногабаритными грузами. Агрохолдинг «Нибулон» развивает собственный речной флот и строит на бероегах зернохранилища. Речные суда использует металлургическая компания «Метинвест».

По данным консалтинговой фирмы Baker Tilly, развитию судоходства на Днепре препятствуют пороги в Дзержинском водохранилище, недостаточная глубина фарватера в Каневском водохранилище, поскольку это не позволяет загружать суда свыше 1,5 тыс. тонн. Севернее Днепропетровска грузовые суда практически не ходят. Чтобы превратить Днепр в эффективную судоходную артерию и восстановить международный водный путь Е40, необходимо углубить дно более чем на 3 м. Однако, углубление дна сопряжено с серьезными рисками для экологической безопасности, поскольку в иловых отложениях реки Припять в 30-километровой зоне отчуждения и Киевского водохранилища есть радиоактивные частицы с Чернобыльской АЭС. Если радиоактивный ил пойдет вниз по течению Днепра, то будет отравлена вся река и Черное море. Как вариант, строительство глубокого канала в обход Киевского водохранилища и зоны отчуждения.

Вспомните новость: Рекордный конфискат: Украина конфисковала судно, заходившее в Крым с грузом стоимостью 18,5 млн гривен

Нередко Днепр становится объектом претензий со стороны России. Российские депутаты Владимир Жириновский и Наталья Поклонская считают, что поскольку Днепр берет начало в Смоленской области, то вода в нем принадлежит РФ и Украина, якобы не имеет право перекрывать воду для Крыма. В 2014 году Жириновский предложил абсурдную идею повернуть течение Днепра таким образом, чтобы его русло протекало по территории России и впадало в Дон. Детали реализации данного плана клоун российской политики не сообщил. Впрочем, российские депутаты нарушают закону о государственной границе РФ, выступая с подобными заявлениями. Согласно закону, государственной границей РФ является линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории РФ, включая воду. Днепровская вода никак не может принадлежать России.

Юридические оговорки

Protocol.ua обладает авторскими правами на информацию, размещенную на веб - страницах данного ресурса, если не указано иное. Под информацией понимаются тексты, комментарии, статьи, фотоизображения, рисунки, ящик-шота, сканы, видео, аудио, другие материалы. При использовании материалов, размещенных на веб - страницах «Протокол» наличие гиперссылки открытого для индексации поисковыми системами на protocol.ua обязательна. Под использованием понимается копирования, адаптация, рерайтинг, модификация и тому подобное.

Полный текст