Как известно, 30 мая с.г. Президент Украины внес на рассмотрение парламента проект новой редакции закона «О судоустройстве и статусе судей» (законопроект №4734, который, напомним, был презентован и одобрен на Совете по вопросам судебной реформы 27 мая с.г. Этим документом, в частности, предусмотрен переход к трехзвенной модели судебной системы, который будет осуществляться за счет ликвидации действующих трех высших специализированных судов и Верховного Суда Украины (ВСУ) и создании на их материально—технической базе нового Верховного Суда (ВС), который будет выполнять кассационную функцию и обеспечивать стабильность и единство судебной практики. Реформированный ВС будет насчитывать не более чем 200 судей и состоять из четырех кассационных судов (административного, хозяйственного, уголовного и гражданского), а также Большой Палаты Верховного Суда.
Вчера состоялась встреча заместителя Главы Администрации Президента, координатора Совета по вопросам судебной реформы Алексея Филатова с журналистами профильных юридических изданий, в ходе которой г-н Филатов ответил на вопросы относительно предлагаемых новаций в вопросах судоустройства и статуса судей. В частности, «Юридическая практика» попросила Алексея Филатова прояснить ситуацию относительно того, каким будет профессиональное будущее судей ликвидированных высших и наивысшей инстанций, в случае, скажем, если большая часть из них по результатам конкурса не будут назначены на судейские должности в реформированный Верховный Суд: означает ли это, что такие судьи будут переведены в другие инстанции, а в случае отказа от перевода — уволены?
Вспомните новость: Председатель Верховного суда Украины Ярослав Романюк призывает исполнительную власть воздержаться от публичной "порки" судей
По словам Алексея Филатова, в случае если по результатам конкурса какая-то часть судей ликвидированных инстанций высшего звена не попадут в новый ВС, статус судьи они не потеряют, они могут быть переведены в другие суды, в которых, очевидно, тоже будет проводиться конкурс (если количество желающих работать в конкретной инстанции будет большим, чем количество вакантных мест). Причем, судья сможет принимать участие в нескольких конкурсах, правда, возможности такой опции не безграничны: на каком-то этапе может быть поставлен вопрос — либо судья переходит работать в другой суд, либо увольняется. Напомним, что «конституционным» проектом № 3524 предусмотрено новое основание для увольнения судьи — несогласие на перевод в другой суд в случае ликвидации или реорганизации суда, в котором он работает. Кроме того, никто не отменял права такого судьи уйти в отставку.
Что касается еще одной новации — создания новой инстанции — Высшего антикоррупционного суда, то окончательного концептуального видения относительно реализации данной инициативы (которая, к слову, появилась в тексте проекта в последний момент по требованию отдельных представителей общественных организаций) у реформаторов нет. Поскольку сейчас предлагается не создавать разветвленную сеть антикоррупционных судов, а только лишь соответствующую высшую специализированную инстанцию, вполне возможно, что она будет работать по принципу деятельности Государственного бюро расследований (должно заниматься преступлениями, совершенными определенными категориями лиц: чиновниками, судьями, прокурорами и т.д.). То есть, Высший антикоррупционный суд может рассматривать уголовные производства, подследственные Национальному антикоррупционному бюро Украины, в отношении определенных субъектов преступлений. Ведь, «замкнуть» рассмотрения всех уголовных производств по так называемым коррупционным преступлениям на одном суде будет довольно сложно. По крайней мере, отвечая на вопрос нашего издания, Алексей Филатов не исключил возможности, что такая версия может стать рабочей, так как пока что окончательного концептуального видения по этому вопросу нет.
Згадайте новину: Після судової реформи будуть звільнені 1800 суддів – Петренко
Для того чтобы определиться с алгоритмом деятельности нового высшего специализированного суда у законодателей будет достаточно времени. Четкий законодательный «дедлайн» для создания и работы Высшего антикоррупционного суда, не установлен. В заключительных и переходных положениях законопроекта №4734 прописывается лишь, что этот суд создается, и проведение конкурса на должности судей в этом суде объявляется, в течение 12 месяцев со дня вступления в силу закона, который определяет специальные требования к судьям этого суда.
А вот временные рамки для создания нового Верховного Суда более конкретные. Наивысший суд в системе судоустройства Украины должен быть создан в течение полугода с момента вступления в силу новой редакции профильного судейского закона: это должно произойти не ранее, чем начнут работать новые конституционные положения в части правосудия. То есть, если как ранее планировалось, «конституционный» проект №3524 будет принят (для этого, напомним, нужно как минимум 300 голосов народных депутатов) парламентом уже на завтрашнем пленарном заседании, и параллельно народные депутаты проголосуют за законопроект №4734, после чего оба документа будут оперативно официализированы (подписаны главой государства и опубликованы), уже вначале сентября с.г. наступит новая конституционная реальность для сферы правосудия, и это станет отправной точкой для создания нового ВС. «Правильно ли мы понимаем, что уже в марте 2017 года может быть создан новый ВС?», — интересуемся мы у г-н Филатова. «Будем надеяться», — отвечает он.
Источник: Юридическая практика
Protocol.ua обладает авторскими правами на информацию, размещенную на веб - страницах данного ресурса, если не указано иное. Под информацией понимаются тексты, комментарии, статьи, фотоизображения, рисунки, ящик-шота, сканы, видео, аудио, другие материалы. При использовании материалов, размещенных на веб - страницах «Протокол» наличие гиперссылки открытого для индексации поисковыми системами на protocol.ua обязательна. Под использованием понимается копирования, адаптация, рерайтинг, модификация и тому подобное.
Полный текстCopyright © 2014-2025 «Протокол». Все права защищены.