Главная Блог Новости Картина 2018 года. Что ждет мир завтра?

Картина 2018 года. Что ждет мир завтра?

08.08.2018
Просмотров : 1384

Американский экономист Нуриэль Рубини в колонке для ProjectSyndicate рассуждает о перспективах глобальной экономики, сообщает НВ.

Какие сейчас перспективы у глобальной экономики по сравнению с предыдущим годом? В 2017-м мировая экономика переживала синхронный подъём, темпы роста ускорились как в развитых, так и в развивающихся странах. Кроме того, несмотря на повышение темпов роста экономики, инфляция оставалась стабильной (если не снижалась), причём даже в США, где спрос на рынках товаров и труда и так повышенный.

Ускорение темпов роста в условиях, когда инфляция оставалась ниже нормы, позволило и дальше проводить нетрадиционную монетарную политику в полную силу, например, в еврозоне и в Японии, или же постепенно сворачивать её в США. Следствием сочетания сильного экономического роста с низкой инфляцией и лёгкими деньгами стал низкий уровень рыночной неустойчивости. Доходность гособлигаций тоже была низкой, так что «животный дух» инвесторов разбушевался, что привело к росту цен на многие рискованные активы.

Американские и глобальные ценные бумаги стали высокодоходными, при этом политические и геополитические риски в основном оставались под контролем. Во время первого года в должности президента у Дональда Трампа еще был кредит доверия; инвесторы приветствовали снижение налогов и политику дерегулирования. Многие комментаторы даже утверждали, что десятилетие «нового застоя» и «вековой стагнации» уступило место новой фазе «Златовласки»: стабильным и высоким темпам роста экономики.

Совершить мягкую посадку теперь труднееА теперь вернемся обратно в 2018-й год: перед нами – совершенно иная картина. В мировой экономике еще наблюдается подъём, но он вялый, а рост перестал быть синхронным. В еврозоне, Великобритании, Японии и ряде других стран с хрупкой развивающейся экономикой, темпы роста замедляются. И хотя экономики США и Китая все еще на подъёме, у первой этот рост опирается на нестабильное налогово-бюджетное стимулирование.

Хуже того, львиная доля глобального экономического роста, который приходится на «Кимерику» (Китай и Америку), сейчас под угрозой из-за эскалации торговой войны. Администрация Трампа ввела импортные пошлины на сталь, алюминий и различные китайских товаров (список которых будет расти). […] Можно сказать, что возрастает риск начала полномасштабной торговой войны.

А поскольку экономика США почти достигла отсутствия безработицы, политика бюджетного стимулирования, наряду с ростом цен на нефть и сырьё, способствуют повышению инфляции. Как следствие, Федеральный резерв США вынужден поднимать процентные ставки быстрее, чем ожидалось, одновременно сокращая свой баланс. Кроме того, в отличие от 2017 года доллар США укрепляется, что приведет к еще большему торговому дефициту США, а протекционистская политика будет усиливаться, так как Трамп (предположим, что он останется верен себе) будет обвинять во всем другие страны. […]

Снижение темпов роста экономики, повышение инфляции и менее благоприятная монетарная политика охладят настроения инвесторов: финансовое положение будет ужесточаться, а непостоянство – увеличиваться. […]

Сейчас опасность заключается в том, что разные страны и рынки могут войти в порочный круг взаимного негативного воздействия. Замедление темпов роста в отдельных странах может привести к ещё большему ужесточению финансовых условий на рынках акций, облигаций и кредитования, – что еще сильнее будет сдерживать темпы роста.

Начиная с 2010 года, периоды замедления темпов роста экономики, отсутствия рисков для инвесторов, а также обратное движение на рынках подчёркивали риски, связанные со стаг-дефляцией (медленные темпы роста и низкая инфляция). Но на помощь пришли крупнейшие центральные банки с их нетрадиционной монетарной политикой: темпы роста экономики и инфляция одновременно падали. Теперь же, впервые за десятилетие, самые большие риски связаны со стагфляцией (замедление темпов роста экономики и повышение уровня инфляции). Среди таких рисков – потрясения, связанные с торговой войной; повышение цен на нефть из-за политически мотивированных ограничений поставок; американская политика, способствующая росту инфляции. […]

Ещё одно огромное отличие 2018 года в том, что политика Трампа усиливает неопределённость. Трамп не только начал торговую войну, но и активно подрывает глобальный экономический и геостратегический порядок, который сами Штаты создавали после Второй мировой войны.

Юридические оговорки

Protocol.ua обладает авторскими правами на информацию, размещенную на веб - страницах данного ресурса, если не указано иное. Под информацией понимаются тексты, комментарии, статьи, фотоизображения, рисунки, ящик-шота, сканы, видео, аудио, другие материалы. При использовании материалов, размещенных на веб - страницах «Протокол» наличие гиперссылки открытого для индексации поисковыми системами на protocol.ua обязательна. Под использованием понимается копирования, адаптация, рерайтинг, модификация и тому подобное.

Полный текст