Главная Блог Новости Как реформировать украинский энергетический рынок

Как реформировать украинский энергетический рынок

29.09.2017
Просмотров : 1625

Сегодня энергетический рынок до сих пор работает по старой схеме. Производители устанавливают цены на основе специальных формул.

Если говорить просто, то у наших игроков энергетических рынков из-за отсутствия конкуренции просто нет причин снижать цены и заботиться о качестве услуг.

Ситуация должна измениться с реализацией Энергетической стратегии Украины на период до 2035 года, которую недавно приняло правительство. Есть ли будущее у украинского ТЭК, понятно ли, как он будет развиваться дальше и на что должен быть похож через 10 или 20 лет – все это непростые вопросы.

1. О том, как реформировать рынок электроенергии

Александр Нарбут, президент Киевского института энергетических исследований

Любой формульный подход таит в себе недостатки. Любая формула - это определенная экстраполяция, то есть попытка смоделировать какую-то справедливую модель. Но по большому счету ни формула, по которой определяется цена природного газа для домохозяйств, ни формула Роттердам + не были проанализированы после определенного периода их использования. То есть, не было даже профессиональной дискуссии тех, кто выступает в качестве противников. С моей точки зрения, от формульного подхода можно пойти только одним способом - это создание той конкурентной модели, которая даст возможность для всех сегментов энергетического рынка потребителю выбирать того поставщика ресурса, который сможет предложить лучшую цену или лучшие условия. Если говорить о рынке электроэнергии, то сделать здесь еще предстоит немало. Поскольку модель функционирования рынка только что была обозначена в законе О рынке электроэнергии. И скажу, что большинство нормативных регуляторных актов второго уровня еще не подготовлены. То есть, сам рынок надо настраивать.

Создание эффективно работающего рынка имеет практически те же подэлементы, как и в рынке газа. Нужен независимый оператор, который определяет режим функционирования системы, который никак не влияет на то, как используются те или иные купленные у него мощности. Речь идет о компании Укрэнерго, ей нужен анбандлинг, то есть полное отделение функций транспортировки на дистрибьюторских компаниях. Облеенерго и энергопоставщики должны быть разделены. Должна быть запущена определенная трейдинговая модель, в том числе должна быть обеспечена на уровне ИТ-системы. Поскольку торговля на рынке электроэнергии балансируется не только в рамках суток, а она балансируется на уровне почасового потребления. Должны быть решены вопросы ответственности за небалансы для различных сегментов генерации или для различных типов генерации. И все эти задачи высокопрофессиональные. Здесь проблема, с моей точки зрения, лежит в профессионализме сегодняшнего состава Министерства энергетики и угольной промышленности, которое оставляет желать лучшего. По-моему, это один из тех вызовов и рисков, которые существуют, внедрение рынка.

Читайте статтю: Як обласні ради перешкоджають енергетичній незалежності України

2. Как изменить рынок энергетического угля

Александр Паращий, руководитель аналитического департамента инвесткомпании Concorde Capital

К сожалению, наш рынок энергетического угля слишком концентрированный. Со стороны производителей ДТЭК занимает 90% рынка энергетического угля. Со стороны потребителей тот же ДТЭК занимает около 80%. Фактически, мы имеем одного крупного игрока, который со стороны спроса и со стороны предложения присутствует на этом рынке. Соответственно, рыночные цены при таких условиях на нашем рынке вообще не имеют смысла. Поэтому, фактически, ДТЭК сам с собой может спокойно торговать энергетическим углем и устанавливать любую цену, которую он сочтет нужным. Поэтому я согласен с нашими регуляторами, нашими министрами в том, что нужно искать какой-то международный ориентир для установления цены на рынке энергетического угля. Другой вопрос, как правильно использовать этот ориентир. Ведь мы знаем, что у нас цены на электроэнергию, которая добывается из энергетического угля, они базируются на принципе импортного паритета. Вероятно, это не совсем правильно. Потому что в отличие от того же рынка газа, где также действует похожий принцип, у нас структура потребителей совсем другая. Большинство газа потребляется населением. А на рынке энергетического угля такого нет. У нас все энергетический уголь потребляется электростанциями.

Юридические оговорки

Protocol.ua обладает авторскими правами на информацию, размещенную на веб - страницах данного ресурса, если не указано иное. Под информацией понимаются тексты, комментарии, статьи, фотоизображения, рисунки, ящик-шота, сканы, видео, аудио, другие материалы. При использовании материалов, размещенных на веб - страницах «Протокол» наличие гиперссылки открытого для индексации поисковыми системами на protocol.ua обязательна. Под использованием понимается копирования, адаптация, рерайтинг, модификация и тому подобное.

Полный текст