Главная Блог Новости Год выживания: как украинская энергетика прожила 2017 и каким будет 2018

Год выживания: как украинская энергетика прожила 2017 и каким будет 2018

06.01.2018
Автор:
Просмотров : 1194

Украинской энергетике в этом году придется преодолевать последствия 2017 года - бороться с дефицитом поставок топлива и доказывать западным партнерам способность к реформированию.

Для украинской энергетики завершился еще один кризисный год. И, несмотря на то, что отрасли удалось продемонстрировать стабильную и бесперебойную работу, проблемы с поставкой энергетического угля и нехваткой ресурсов могут быть актуальными и в этом году. Краеугольным камнем для развития энергетики по-прежнему являются взаимоотношения украинского правительства с топ-менеджментом крупнейших госпредприятий, а также с западными партнерами. Любые отклонения от намеченного курса реформ в энергетическом секторе, согласованных с европейскими и американскими партнерами, будут играть не в пользу Украины, рискуя оставить страну без внешних займов и макрофинансовой помощи. О том, какие вызовы стоят перед украинской энергетикой в 2018 году - в материале РБК-Украина.

Игры с углем

Начало года 2017 года для украинской энергетики было крайне тяжелым – запасы угля на складах теплоэнергетических предприятий уменьшались, а чиновники предупреждали население о возможных аварийных отключениях электроэнергии. Сырьевой кризис, уже не первый за последние несколько лет для теплоэнергетики, разразился с новой силой в конце января 2017 года.

На этот раз причиной стала блокада поставок топлива и грузов из оккупированных районов Донецкой и Луганской области, устроенная рядом народных депутатов, активистов и ветеранов АТО. Запасы угля-антрацита на складах теплоэлектростанций, львиная доля которых принадлежит энергохолдингу ДТЭК, с каждым днем уменьшались, и уже к концу февраля достигли отметки в 700-800 тыс. тонн при необходимых 1,5-2 млн тонн в отопительный период. Этих запасов, согласно тогдашним прогнозам "Укрэнерго", должно было хватить лишь на 25 дней бесперебойной работы ТЭС. Быстро импортировать антрацит отрасль также не могла – логистика поставок топлива была такова, что только на его доставку потребовалось бы не менее 50 дней, без учета времени заключение контрактов и фрахт. Кабинет министров был вынужден 15 февраля ввести чрезвычайное положение в энергетике, чтобы избежать дисбаланса в энергосистеме страны, и прешел на управление отраслью "в ручном режиме".

Этот режим предполагал целый комплекс ограничений - от лимитов на использование угля-антрацита украинскими тепловыми электростанциями (ТЭС) - до применения графиков аварийных отключений электроэнергии для населения. Усилилась доля теплогенерирующих предприятий, работающих на газовой группе угля и гидроэлектростанций. Спасать ситуацию, традиционно, решили за счет атомной генерации, которае обеспечивала львиную долю энергоснабжения страны ночью и покрывали пиковые нагрузки днем. По данным НАЭК "Энергоатом", всего за 11 месяцев прошлого года доля атомной энергии составила почти 57%. "Это на 7,1% больше, чем за аналогичный период 2016 года.

В отдельные периоды доля АЭС приближалась к 70%", - сообщил РБК-Украина главный специалист Центра внешних информкоммуникаций "Энергоатома" Петр Черных. Изначально планировалось, что в чрезвычайном режиме украинская энергосистема проработает месяц. Впрочем, спустя это время, 15 марта, СНБО утвердило решение о временном прекращении транспортного сообщения с оккупированным Донбассом, которым, по сути, узаконило блокаду поставок топлива и грузов с неподконтрольных территорий. В результате Кабмину пришлось ежемесячно продлевать действие режима ЧП в энергетической отрасли и только в конце июля премьер-министр Владимир Гройсман заявил, что в нем больше нет необходимости.

Таким образом, Украина "потеряла" антрацитовые шахты, которые оказались фактически "запертыми" в зоне АТО. "Угольные предприятия ДТЭК, находящиеся на временно неконтролируемой территории, снабжали наши ТЭС на контролируемой территории антрацитом. В 2017 году его добыча и отгрузки на ТЭС планировалась на уровне 9 млн тонн (это весь годовой объем антрацита, который потребляет страна, - ред.). Но после блокады единственным источником антрацита стал импорт. Чтобы избежать проблем с энергоснабжением Украины, отечественные энергокомпании, в том числе ДТЭК, пошли на экономически сложный шаг закупки импортного антрацита", - отметила директор по коммуникациям ДТЭК Энерго Ирина Милютина. Чтобы компенсировать нехватку топлива, помимо импорта энергоресурсов, энергоблоки государственных и частных ТЭС начали переоборудовать на работу на газовой группе угля.

Результат не заставил себя долго ждать. Уже к началу сентября, в преддверии текущего отопительного сезона, министр энергетики и угольной промышленности Игорь Насалик заявил "о нехватке угля газовых марок". "У нас совершенно изменилась структура топлива по сравнению с прошлым годом (2016-м, - ред.) и использование антрацита уменьшилось на 3,5 миллиона тонн. На следующий год (2018, - ред.) замена пройдет дополнительно на 3 миллиона тонн. Но эту разницу мы должны обеспечивать газовой группой угля. На сегодня мы ощущаем нехватку угля газовой группы, который добывается на территории Украины", - сообщил тогда министр. По словам Игоря Насалика, в прошлом году страна импортировала антрацитовый уголь из ЮАР, США и России. Согласно энергетическому балансу, Украине до конца 2017 года нужно было закупить 4,7 млн тонн. Министр энергетики уверял, что львиная доля этого объема – до 3 млн тонн – будет закуплена в Америке. Первый контракт Украина подписала с американской компанией Xcoal Energy&Resources на поставку порядка 700 тыс. тонн антрацита. Еще 675 тыс. тонн угля антрацитовой группы законтрактовано энергохолдингом ДТЭК в ЮАР. Дефицит газовых марок правительство также покрывало за счет импорта, в том числе из США, заявляя о намерениях ввезти порядка 500 тыс. тонн для компании "Центрэнерго", а ДТЭК закупил около 150 тыс. тонн у американской компании. Всего в страну, по данным администрации порта "Южный", с начала года для государственных и частных компании завезено более 900 тыс. тонн энергетического угля. Из них порядка 300 тыс. тонн – американский уголь.

Газовый скандал

Едва оправившись от проблем с поставками топлива для тепловой генерации, уже в июле отрасль потряс очередной скандал, на этот раз уже в газовом сегменте. Кабинет министров категорически отказался пересчитывать цену на газ для населения с 1 октября 2017 года, поскольку, согласно существующей формуле ее расчета, стоимость энергоресурса для бытовых потребителей должна была вырасти как минимум на 17% - до порядка 5,6-5,8 тыс. гривен за тыс. кубометров (без учета НДС). Этот рост обусловлен изменением стоимости газа на европейском хабе (немецкий газовый хаб NCG), на который ориентируется правительство при расчете цен для украинских потребителей.

Юридические оговорки

Protocol.ua обладает авторскими правами на информацию, размещенную на веб - страницах данного ресурса, если не указано иное. Под информацией понимаются тексты, комментарии, статьи, фотоизображения, рисунки, ящик-шота, сканы, видео, аудио, другие материалы. При использовании материалов, размещенных на веб - страницах «Протокол» наличие гиперссылки открытого для индексации поисковыми системами на protocol.ua обязательна. Под использованием понимается копирования, адаптация, рерайтинг, модификация и тому подобное.

Полный текст