Головна Блог ... Аналітична стаття Статті Об услуге по поставке тепловой энергии в новом Законе Украины «О жилищно-коммунальных услугах» Об услуге по поставке тепловой энергии в новом Зак...

Об услуге по поставке тепловой энергии в новом Законе Украины «О жилищно-коммунальных услугах»

Відключити рекламу
 - tn1_ob_usluge_po_postavke_teplovoy_energii_v_novom_zakone_ukraini_o_gilishchno_kommunalnih_uslugah_1_5c14d49334cce.jpg

Еще до вступления в силу 10 декабря прошлого года нового Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах» и введения в действие значительной его части в июне нынешнего, в СМИ и блогосфере уже были опубликованы десятки статей и материалов, в которых соответствующие специалисты и эксперты исследовали его достаточно подробно, отмечая при этом как позитивные, так и достаточно спорные новеллы относительно жилищно-коммунальных услуг (далее — ЖКУ) в целом.

Однако, учитывая начавшийся отопительный сезон и связанный с этим особый интерес к услуге теплоснабжения — попробуем сосредоточиться именно на этом вопросе в рамках анализа данного нормативного акта. Причем, не ставя себе целью просто скопировать все предыдущие упомянутые публикации, попробуем найти что-то действительно новое и где-то упущенное некоторыми нашими коллегами.

Так, к примеру, прежний Закон о ЖКУ предусматривал право потребителя «на неуплату стоимости жилищно-коммунальных услуг за период временного отсутствия потребителя и/или членов его семьи при соответствующем документальном оформлении, а также за период фактического отсутствия жилищно-коммунальных услуг, определенных договором в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины» (п. 6 ч. 1 ст. 20).

Но вот аналогичная норма нового Закона претерпела в этой части значительные изменения. Теперь потребитель имеет право «на неоплату стоимости коммунальных услуг (кроме поставки тепловой энергии) в случае их неиспользования (при отсутствии приборов учета) за период временного отсутствия в жилом помещении (ином объекте недвижимого имущества) потребителя и других лиц свыше 30 календарных дней, при условии документального подтверждения согласно условиям договоров о предоставлении коммунальных услуг» (п. 6 ч. 1 ст. 7).

Как видим, теперь потребитель полностью лишен права не платить за теплоснабжение в случае своего длительного отсутствия в жилище. С одной стороны, такое нововведение вполне логично, поскольку в домах старого жилого фонда даже в ваше отсутствие батареи центрального отопления продолжают исправно обогревать всю пустующую кубатуру помещений. Однако, при наличии современных средств балансировки систем отопления (от запорных кранов до термостатов, позволяющих минимизировать или вообще перекрыть поступление теплоносителя в систему) столь безусловный запрет выглядит не так уж и однозначно.

Тут, к слову, следует отметить и то, что пункт 29 все еще действующих Правил предоставления услуг по централизованному отоплению, снабжению холодной и горячей водой и водоотведению (утвержденных постановлением Кабмина № 630 от 21.07.2005), тем не менее, по-прежнему предоставляет потребителю право на уменьшение размера оплаты в случае его и/или членов его семьи временного отсутствия на основании письменного заявления и официального документа, подтверждающего его/их отсутствие. Конечно же со временем данный подзаконный акт будет приведен в соответствие с новым профильным законом, однако пока такая коллизия существует.

Еще одним интересным положением, введенным новым Законом, стала обязанность индивидуальных потребителей информировать управляющего и исполнителей коммунальных услуг (т.е. — в том числе и теплоснабжающую организацию) о смене собственника жилья (другого объекта недвижимого имущества) и о фактическом количестве лиц, постоянно проживающих в жилье потребителя, в случаях и порядке, предусмотренных договором (п. 11 ч. 2 ст. 7).

С данной нормой вполне корреспондируется еще и ч. 3 ст. 9 Закона, согласно которой дееспособные лица, проживающие и/или зарегистрированные в жилище потребителя, пользуются наравне с потребителем всеми жилищно-коммунальными услугами и несут солидарную ответственность по обязательствам по оплате жилищно-коммунальных услуг.

Судя по всему, здесь законодатель поставил себе целью ввести в правовое поле огромное количество тех "мертвых душ", которые без какого бы то ни было оформления соответствующих правовых документов арендуют якобы пустующее жилье. По бумагам-то их там как бы и нет, но коммунальные услуги, при этом, они потребляют вполне реально. Соответственно — должны и оплачивать потребленное.

Насколько эффективны будут такие предписания покажет время, но выглядят они в отсутствие санкций за их неисполнение пока достаточно спорно. По всей видимости, ответственность потребителей в этой части может быть прописана в предусмотренном этим же Законом новом типовом договоре, до которого, в свою очередь, у правительства пока еще так и не дошли руки.

В следующий раз мы рассмотрим предоставленные новым Законом возможности в части расторжения договорных отношений в сфере теплоснабжения и связанного с этим отключения от систем централизованного отопления.

Теперь рассмотрим предоставленные новым Законом возможности в части расторжения договорных отношений в сфере теплоснабжения и связанного с этим отключения от систем централизованного отопления.

Следует отметить, что именно по этому поводу было довольно-таки заметное оживление как на стадии формирования данного нормативного акта еще в качестве законопроекта, так и сразу после его принятия Верховной Радой. Большинство из обсуждений и слухов сводилось к тому, что новый Закон якобы наделит абонентов правом чуть ли не поквартирного отсоединения от систем централизованного отопления. Однако, источником всех этих домыслов, как правило, было банальное незнание (или же недостаточное понимание) истинного содержания правовой нормы и, что называется, пересказ с чужих слов.

Итак, какие же положения нового Закона могли подобным образом ввести в заблуждение какое-то количество наших неискушенных в тонкостях юриспруденции сограждан? Конечно же – это пункт 7 Заключительных и переходных положений данного Закона, который гласит:

В многоквартирных домах, в которых на день вступления в силу настоящего Закона не менее половины квартир и нежилых помещений отделены (отключены) от сетей централизованного отопления и централизованного снабжения горячей воды, собственники квартир и нежилых помещений, присоединенных к таким сетям, не обязаны, но имеют право исключительно по собственному решению в установленном порядке отделить (отключить) от них свою квартиру или нежилое помещение и устроить систему индивидуального теплоснабжения (отопления и/или горячего водоснабжения) в такой квартире или нежилом помещении.

Как видим, указанное право не является абсолютным и зависит от весьма значительного условия – непременного наличия в данном конкретном доме более, чем половины уже отсоединенных от централизованного отопления потребителей. Следовательно, и круг абонентов, могущих теперь рассчитывать на такое вот единоличное отключение по собственной воле не так уж и широк (много ли вы знаете домов, в которых с бо́льшей частью квартир и помещений их хозяева каким-то образом уже умудрились в прошлом провести аналогичные манипуляции?).

Таким образом, норма эта имеет довольно узкий коридор для применения и какого-то практического характера для широкого круга потребителей не имеет. Ведь поставить это самое ее применение, что называется, – на поток все равно не удастся в силу малочисленности домов с такими идеальными исходными условиями, которые прописаны в указанной норме Закона.

К тому же, тут следует учитывать еще и существующую здесь правовую коллизию. Ведь в свое время, еще приказом Минжилкоммунхоза № 169 от 06.11.2007 в соответствующий «Порядок отключения отдельных жилых домов от сетей централизованного отопления и снабжения горячей водой при отказе потребителей от централизованного теплоснабжения» были внесены изменения, общий смысл которых сводится к возможности отключения от сетей централизованного отопления и снабжения горячей водой только целого жилого дома, а не его отдельных помещений.

Решение же об отключении дома от системы централизованного отопления с устройством отопления индивидуального, при этом, должно быть поддержано всемисобственниками (уполномоченными лицами собственников) помещений в жилом доме. В отсутствие такого единогласного решения ни о какой возможности обустройства автономного отопления не может быть и речи. И судебная практика здесь однозначно исходит из той же позиции (см., например, постановление Верховного Суда в составе коллегии судей КАС от 27.02.2018 по делу № 234/1116/16-а).

Что же касается наличия какой-то значимой практики уже по новому Закону о жилищно-коммунальных услугах, то она пока, учитывая столь недолгое правоприменение данного нормативно-правового акта, в полной мере еще, к сожалению, не сформировалась. Единственное, на что можно было бы уже сослаться, так это на постановление Донецкого апелляционного административного суда от 19.06.2018 по делу № 234/15728/17.

В данном судебном решении апелляционная инстанция уже мотивирует отмену решения местного суда, удовлетворившего ранее иск об отключении единичного потребителя от централизованного отопления, помимо прочего, еще и отсутствием в материалах дела документального подтверждения отделения (отключения) от сетей централизованного отопления и централизованного снабжения горячей воды не менее, чем половины квартир многоквартирного дома, в котором расположена принадлежащая истцу квартира. И ссылается при этом уже на тот самый вышеупомянутый пункт 7 Заключительных и переходных положений нового Закона.

Таким образом, никаких всеобщих прав потребителей в части единоличного отсоединения от централизованного отопления в новом Законе Украины «О жилищно-коммунальных услугах» нет, а поквартирное отключение от сетей централизованного отопления по-прежнему запрещено все еще действующими специализированными подзаконными актами.

Автор статьи: Андрей Малявкин, юрист в АО «КФ«ДОМИНАНТА»

  • 4119

    Переглядів

  • 0

    Коментарі

  • 4119

    Переглядів

  • 0

    Коментарі


  • Подякувати Відключити рекламу

    Залиште Ваш коментар:

    Додати

    КОРИСТУЙТЕСЯ НАШИМИ СЕРВІСАМИ ДЛЯ ОТРИМАННЯ ЮРИДИЧНИХ ПОСЛУГ та КОНСУЛЬТАЦІЙ

    • Безкоштовна консультація

      Отримайте швидку відповідь на юридичне питання у нашому месенджері, яка допоможе Вам зорієнтуватися у подальших діях

    • ВІДЕОДЗВІНОК ЮРИСТУ

      Ви бачите свого юриста та консультуєтесь з ним через екран , щоб отримати послугу Вам не потрібно йти до юриста в офіс

    • ОГОЛОСІТЬ ВЛАСНИЙ ТЕНДЕР

      Про надання юридичної послуги та отримайте найвигіднішу пропозицію

    • КАТАЛОГ ЮРИСТІВ

      Пошук виконавця для вирішення Вашої проблеми за фильтрами, показниками та рейтингом

    Популярні аналітичні статті

    Дивитись усі статті
    Дивитись усі статті
    logo

    Юридичні застереження

    Protocol.ua є власником авторських прав на інформацію, розміщену на веб - сторінках даного ресурсу, якщо не вказано інше. Під інформацією розуміються тексти, коментарі, статті, фотозображення, малюнки, ящик-шота, скани, відео, аудіо, інші матеріали. При використанні матеріалів, розміщених на веб - сторінках «Протокол» наявність гіперпосилання відкритого для індексації пошуковими системами на protocol.ua обов`язкове. Під використанням розуміється копіювання, адаптація, рерайтинг, модифікація тощо.

    Повний текст

    Приймаємо до оплати