Головна Блог ... Новини Госзакупки 2.0. Бюджетные деньги позволят тратить в интернет-магазине Госзакупки 2.0. Бюджетные деньги позволят тратить ...

Госзакупки 2.0. Бюджетные деньги позволят тратить в интернет-магазине

Відключити рекламу
Госзакупки 2.0. Бюджетные деньги позволят тратить в интернет-магазине - tn1_goszakupki_2_0_byudgetnie_dengi_pozvolyat_tratit_v_internet_magazine_5bbc967a8473e.jpg

Приобретения на сумму от 50 тыс. грн. поставят на публичные рельсы, сообщает ubr.ua

Разбивать счета на мелкие суммы, чтобы избежать публичных торгов, станет сложнее, а купить товары для госпредприятий можно будет в онлайн-магазине. Такие нововведения предлагает президентский законопроект №8265, который, по информации UBR.ua, будет принят уже в октябре. Ведь документ помечен, как неотложный, да и выстроенная в Украине система открытых госзакупок остро нуждается в изменениях.

Существующее законодательство обязывает госкомпании и чиновников проводить закупки на сумму от 200 тыс. грн. для товаров и услуг (1,5 млн грн. – для работ) исключительно на публичных торгах.

Такие лимиты, полагают авторы законопроекта, приводят к злоупотреблениям, а недобросовестные участники торгов обходят ограничения незатейливыми схемами. Например, счет на сумму в 1 млн грн. разбивается на несколько – по 199,99 тыс. грн. каждый и проводится «мимо кассы». Бороться с этим недугом намерены просто – пороговую сумму снизят до 50 тыс. грн.

«Снижение порога поможет проводить большее количество закупок с конкуренцией, а значит откроет новые возможности для украинских поставщиков, в особенности малого и среднего бизнеса», - прокомментировала UBR.ua руководитель торговой площадки Zakupki.Prom.ua Оксана Ферчук.

Согласен с ней и глава Союза защиты предпринимательства Руслан Соболь. Он уверен: чем ниже лимит, тем большее предпринимателей сможет участвовать в тендере. А значит выиграет не только госбюджет, но и небольшой бизнес.

Впрочем, недостатки у такого подхода тоже есть. Главный – затягивание сроков даже по плевым закупкам. Одно дело оплатить поставщику счет и получить товар, другое – оформить документы и провести тендер. Чтобы смягчить возможные последствия, законопроект вводит понятие упрощенного режима:

  • закупки в сумме от 50 до 200 тыс. грн.
  • срок проведения тендера 6 дней (вместо 1-1,5 месяца, как на открытых торгах).
  • Сокращенный пакет документов.
  • Для проведения аукциона достаточно одного участника.

Вспомните новость: Внедрение института госсекретарей в министерствах откровенно буксует

Жалобы отфильтруют

Еще одна «вечная» проблема отечественной системы публичных торгов – постоянные жалобы конкурентов на мелкие нарушения. Конечно, нередко основания для оспаривания результатов торгов есть. Однако очень часто механизм используют как способ заблокировать закупку, чтобы провести повторный аукцион.

В теории сдерживать протестные настроения среди участников торгов должна плата за подачу каждой жалобы. Такой механизм существует и сейчас, однако из-за того, что оплата проводится не в системе (нужно предоставить платежку из банка, но потом), жалобы фактически подаются без совершения платежа и рассматривается независимо от того, будут ли они оплачены или нет. В результате АМКУ вынужден рассматривать как реальные жалобы, так и «спам», из-за чего его работа замедляется. Законопроект предлагает следующие нововведения:

  • На рассмотрение в АМКУ будут попадать только оплаченные жалобы, остальные просто не будут оформляться. Это разгрузит работу комитета.
  • Плату за оформление жалобы вернут той стороне, которая обжаловала торги и выиграла спор в АМКУ.
  • Размер платежа привяжут к цене лота - 1,5% от его плановой стоимости.
  • Объединять несколько претензий в одну будет нельзя. Если в рамках одной закупки подается две отдельные жалобы, заплатить придется за обе (сейчас такие прошения идут в одном документе).
  • Срок рассмотрения жалобы снижается с 15 дней до 10 дней.
  • Можно оспаривать многолотовые закупки.

«Заказчик сегодня может размещать в одной закупке разные лоты. Например, ремонт дороги, установка знаков, разметка дороги – это разные типы услуг, разные лоты. С принятием законопроекта можно оспорить какой-то один из лотов. Нынешняя редакция закона этого не позволяет», - пояснила UBR.ua менеджер по проектам ProZorro Наталья Сад.

  • Появляется возможность оспорить дисквалификацию заказчиком участника торгов.
  • Участник сможет в течение 24 часов исправить формальные ошибки в документации, например, ошибки в контактных данных или квалификационных документах. Сейчас за такие мелочи предложение отклоняют.
  • Вводится ответственность для руководителей госучреждений за невыполнение решения органа обжалования АМКУ – чиновнику грозит штраф в размере от 34 тыс. грн. до 51 тыс. грн. (сейчас в законе наказание за неисполнение решения органа обжалования не предусмотрено).

Электронный каталог

Еще одно ноу-хау законотворцев, призванное подсластить госкомпаниям горькую пилюлю публичных закупок - электронные каталоги. По сути, речь идет об онлайн-магазине - поставил галочку и товар в корзине. Здесь можно оперативно приобрести без аукционов и договоров товары, в которых регулярно возникает потребность. Например, питьевую воду, бумагу или канцтовары. Идея правильная, говорят эксперты. Вопрос лишь в том, кто и как будет наполнять интернет-магазин для госкомпаний товарами.

«Поставщики, которые попадут в каталог, будут проходить кастинг на квалификацию со стороны Центральной закупочной организации, которая уже начала в пилотном режиме работать на базе одного из департаментов при министерстве. Она и будет проводить квалификацию поставщиков для этого каталога», - рассказала Наталья Сад.

Отсутствие внятных критериев отбора поставщиков и ручной режим отсеивания смущает экспертов. Хотя саму идею каталога они горячо приветствуют, туманная процедура может ее полностью загубить.
«Каталог – это, конечно, неплохо, но внимание соответствующих органов к нему должно быть очень пристальным. Дьявол кроется в деталях. На таких мелких закупках можно отмывать государственные деньги», - считает Руслан Соболь.

Эксперты также обращают внимание, что продвижение подобных проектов не является прерогативой президента – их нужно обсуждать в Кабмине и согласовывать с международными донорами, чего сделано не было.

Так или иначе, говорят они, у законопроекта больше преимуществ, чем недостатков. В действительности, новые нормы призваны устранить недочеты, которые были выявлены в существующей системе.

«Законопроект станет важным шагом для сферы публичных закупок, без которого невозможно ее развитие. И без поддержки со стороны участников рынка здесь никак не обойтись», – считает Оксана Ферчук.

Вспомните новость:У Ротшильдов назвали крупнейшее достижение и самый большой провал украинских реформ

Фото: UBR

  • 1277

    Переглядів

  • 0

    Коментарі

  • 1277

    Переглядів

  • 0

    Коментарі


  • Подякувати Відключити рекламу

    Залиште Ваш коментар:

    Додати

    КОРИСТУЙТЕСЯ НАШИМИ СЕРВІСАМИ ДЛЯ ОТРИМАННЯ ЮРИДИЧНИХ ПОСЛУГ та КОНСУЛЬТАЦІЙ

    • Безкоштовна консультація

      Отримайте швидку відповідь на юридичне питання у нашому месенджері, яка допоможе Вам зорієнтуватися у подальших діях

    • ВІДЕОДЗВІНОК ЮРИСТУ

      Ви бачите свого юриста та консультуєтесь з ним через екран , щоб отримати послугу Вам не потрібно йти до юриста в офіс

    • ОГОЛОСІТЬ ВЛАСНИЙ ТЕНДЕР

      Про надання юридичної послуги та отримайте найвигіднішу пропозицію

    • КАТАЛОГ ЮРИСТІВ

      Пошук виконавця для вирішення Вашої проблеми за фильтрами, показниками та рейтингом

    Популярні новини

    Дивитись усі новини
    Дивитись усі новини
    logo

    Юридичні застереження

    Protocol.ua є власником авторських прав на інформацію, розміщену на веб - сторінках даного ресурсу, якщо не вказано інше. Під інформацією розуміються тексти, коментарі, статті, фотозображення, малюнки, ящик-шота, скани, відео, аудіо, інші матеріали. При використанні матеріалів, розміщених на веб - сторінках «Протокол» наявність гіперпосилання відкритого для індексації пошуковими системами на protocol.ua обов`язкове. Під використанням розуміється копіювання, адаптація, рерайтинг, модифікація тощо.

    Повний текст