0
0
1212
Положениями части 1 статьи 94 Налогового кодекса (НК) Украины установлено, что административный арест имущества налогоплательщика является исключительным способом обеспечения исполнения налогоплательщиком его обязанностей, определенных законом.
Согласно части 2 статьи 94 НК Украины, арест имущества может быть применен при установлении соответствующих обстоятельств, в том числе в случае, если налогоплательщик отказывается от проведения документальной или фактической проверки при наличии законных оснований для ее проведения или отказывает в допуске должностных лиц контролирующего органа.
В соответствии с частью 2 статьи 81 НК Украины в случае отказа налогоплательщика и/или должностных лиц налогоплательщика (его представителей или лиц, которые фактически проводят расчетные операции) в допуске должностных лиц контролирующего органа к проведению проверки составляется специальный акт, удостоверяющий факт отказа (акт об отказе в допуске или акт о недопуске к проверке), то есть законодатель предусмотрел среди условий, при которых может быть применен арест имущества налогоплательщика, недопуск к проверке и отказ от ее проведения.
Вспомните новость: Только 7% украинцев уплатили налог на недвижимость
Таким образом, украинским законодательством установлена обязанность налоговых органов по составлению такого акта в случае отказа налогоплательщика от проведения проверки или отказа в допуске должностных лиц этих органов к ее проведению.
Фейковые основания
С целью применения административного ареста имущества неугодного плательщика фискальный орган создает желаемые основания для вынесения решения об аресте имущества. Такие примеры можно привести из практики проведения проверок.
Так, представители налоговой вручают под роспись уведомление о начале проведения проверки представителю лица, которое проверяется, на территории его помещений по зарегистрированному адресу. Таким образом, у сотрудников налоговой службы фактически нет оснований для оформления акта об отказе в проведении проверки или отказе в допуске должностных лиц налоговых органов к ее проведению. Но по этому адресу налогоплательщика отсутствует бухгалтерская документация либо ее часть за период, необходимый для проверки налоговой. Следовательно, налогоплательщик в силу объективных причин физически не может предоставить проверяющим требуемую документацию. В связи с этим инспектор налоговой службы составляет акты: о непредоставлении оригиналов документов, о невозможности проведения проверки или даже об отсутствии лица по налоговому адресу. После чего на основании одного или нескольких таких актов налоговый орган выносит решение о применении ареста имущества либо денежных средств плательщика.
Однако необходимо обратить внимание, что вышеупомянутые акты не могут содержать сведения об отказе плательщика от проведения проверки или об отказе в допуске должностных лиц налогового органа к проведению проверки. И в данном случае имеет место отсутствие надлежащих доказательств такого отказа либо недопуска, что служит прямым основанием для отмены судом необоснованного решения о применении административного ареста средств данного лица. При таких условиях основания для административного ареста средств плательщика, установленные частью 2 статьи 94 НК Украины, отсутствуют, и данная позиция подтверждается судебной практикой, в частности постановлениями Высшего административного суда Украины от 20 мая 2015 года по делу № К/800/39952/13, от 25 января 2016 года по делу № К/800/35227/15 и от 31 мая 2016 года по делу № К/800/3513/15.
Вспомните новость: За неуплату налога на недвижимость оштрафуют даже без квитанции
Обжалование ареста
В некоторых случаях с целью обоснования ареста имущества после начала проведения проверки представители налоговой составляют акт о непредоставлении лицом оригиналов документов в ходе проведения проверки, в котором указывают о невыполнении требований запроса о предоставлении оригиналов документов, врученного налогоплательщику. Следует сказать, что такой запрос фискальная служба в 100 % случаев формирует с указанием либо нереального к исполнению срока (например, до конца рабочего дня в день получения либо на следующий день, зная, что бухгалтерская документация лица находится в другом городе), либо нереального перечня/периода требуемой документации. И здесь следует рассмотреть ситуацию более детально.
Право контролирующего органа на получение от налогоплательщика первичных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, предусмотрено нормами подпункта 20.1.6 пункта 20.1 статьи 20 НК Украины, согласно которому контролирующий орган имеет право запрашивать и изучать во время проведения проверок первичные документы, используемые в бухгалтерском учете, регистры, финансовую, статистическую и другую отчетность, связанную с начислением и уплатой налогов, сборов, платежей, выполнением требований законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы.
А вот правовые последствия непредоставления по требованию контролирующего органа первичных документов установлены пунктом 44.6 статьи 44 НК Украины, согласно которому в случае если до окончания проверки или в сроки, определенные в абзаце 2 пункта 44.7 этой статьи, налогоплательщик не предоставит должностным лицам контролирующего органа, проводящим проверку, документы (независимо от причин непредоставления, кроме выемки), подтверждающие показатели, отображенные налогоплательщиком в налоговой отчетности, считается, что такие документы отсутствовали у такого налогоплательщика на время составления отчетности.
Таким образом, непредоставление плательщиком запрашиваемых в ходе проверки документов не является основанием для принятия контролирующим органом решения о применении административного ареста имущества и средств плательщика и противоречит положениям подпункта 94.2.3 пункта 94.2 статьи 94 НК Украины. Эта позиция подтверждается Днепропетровским апелляционным административным судом в постановлении от 10 мая 2016 года по делу № 808/284/16.
Вспомните новость: Налоговики уточнили срок уплаты налога на недвижимость
Спорные методы
Среди используемых налоговой инспекцией методов встречается обоснование решения об аресте имущества отсутствием фактического нахождения плательщика по адресу его регистрации, о чем составляется соответствующий акт, датируемый периодом проведения проверки. По поводу мнения фискальных органов о том, что такой акт обосновывает применение административного ареста средств плательщика, следует отметить следующее.
Во-первых, отсутствие предприятия-плательщика по адресу регистрации не является основанием для применения административного ареста имущества плательщика, поскольку отсутствие плательщика по его налоговому адресу не свидетельствует об отказе от проведения проверки и недопуске к ней.
Во-вторых, если проверка началась и должностные лица налоговой инспекции вручили под роспись представителю плательщика по его адресу копию направления и приказа о проведении проверки, то акт об отсутствии предприятия и его должностных лиц по юридическому адресу предприятия, составленный в ходе проведения этой проверки, не может служить основанием применения административного ареста имущества.
Мнение судов подтверждает законность обжалования плательщиком ареста имущества в подобных случаях: в постановлении от 23 апреля 2015 года Днепропетровского окружного административного суда по делу № 804/5494/15 указано, что отсутствие предприятия по налоговому адресу при осуществлении выхода должностными лицами контролирующего органа с целью вручения должностным лицам предприятия копии приказа о проведении проверки и направлений на ее проведение не является отказом налогоплательщика от проведения такой проверки, поскольку налогоплательщик не был уведомлен о проведении проверки до ее начала. Это говорит об отсутствии сознательных действий предприятия, направленных на препятствование законной деятельности должностных лиц контролирующего органа во время исполнения ими служебных обязанностей и неисполнение законных требований должностных лиц контролирующего органа.
Автор: Татьяна Трикоза
Источник: Юридическая практика
Пользуйтесь консультацией: Если во время обыска у вас изъяли имущество. Инструкция действий
Просмотров
Коментарии
Просмотров
Коментарии
Получите быстрый ответ на юридический вопрос в нашем мессенджере , который поможет Вам сориентироваться в дальнейших действиях
Вы видите своего юриста и консультируетесь с ним через экран, чтобы получить услугу, Вам не нужно идти к юристу в офис
На выполнение юридической услуги и получите самое выгодное предложение
Поиск исполнителя для решения Вашей проблемы по фильтрам, показателям и рейтингу
Просмотров:
314
Коментарии:
0
Просмотров:
242
Коментарии:
0
Просмотров:
468
Коментарии:
0
Просмотров:
1614
Коментарии:
0
Просмотров:
385
Коментарии:
0
Просмотров:
1927
Коментарии:
0
Protocol.ua обладает авторскими правами на информацию, размещенную на веб - страницах данного ресурса, если не указано иное. Под информацией понимаются тексты, комментарии, статьи, фотоизображения, рисунки, ящик-шота, сканы, видео, аудио, другие материалы. При использовании материалов, размещенных на веб - страницах «Протокол» наличие гиперссылки открытого для индексации поисковыми системами на protocol.ua обязательна. Под использованием понимается копирования, адаптация, рерайтинг, модификация и тому подобное.
Полный текстCopyright © 2014-2024 «Протокол». Все права защищены.