Главная Блог ... Консультации от юристов Водитель-экспедитор: материальная ответственность за сохранность груза и автомобиль компании работодателя в случае ДТП. Водитель-экспедитор: материальная ответственность ...

Водитель-экспедитор: материальная ответственность за сохранность груза и автомобиль компании работодателя в случае ДТП.

Отключить рекламу
 - tn1_voditel_ekspeditor_materialnaya_otvetstvennost_za_sohrannost_gruza_i_avtomobil_kompanii_rabotodatelya_v_sluchae_dtp_5e85c1f938e3a.jpg

Термин «Логистика» возник более 1000 лет назад. Изначально под ним подразумевался процесс обеспечения военных подразделений в военных операциях (физическое движение товаров и сырья).

Оригинальное и современное представление о логистике значительно отличаются. Современный термин «Логистика» подразумевает: планирование, закупки, транспортировка и хранение.

На данный момент Логистика находит широкое применение в бизнесе. Например, в бизнес моделях, которые связаны с: перевозкой грузов, пассажиров или товарно-материальных ценностей.

Транспортная экспедиция является составляющей логистики и заключается в предоставлении услуг по доставке товаров различными видами транспорта.

Экспедитор – это лицо, которое непосредственно занимается транспортной экспедицией. Как правило, это должностное лицо компании, которая предоставляет услуги логистики.

Оглавление:

Водитель – лицо, которое управляет транспортным средством и имеет удостоверение водителя соответствующей категории.

Материальная ответственность – правовое обязательство, связанное с возмещением убытков, которые возникли вследствие ненадлежащего исполнения трудовых обязанностей одной стороны трудового договора в отношении другой.

Если бизнес модель компании, в которой работаете, не предполагает наличие двух отдельных должностей водителя и экспедитора, а вы занимаете должность водителя-экспедитора и обеспокоены вопросом взыскания суммы причинённых убытков за груз и автомобиль компании работодателя в случае ДТП, то информация в этой консультации для вас.

Пользуйтесь консультацией: Как безопасно купить машину: доверенность, техпаспорт или договор купли-продажи?

На основании каких нормативно-правовых актов с работником может заключаться договор о полной материальной ответственности?

В Кодексе законов о труде Украины существует целая глава «Гарантии при возложении на работников материальной ответственности за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации».

Согласно статьи 135-1 Кодекса законов о труде Украины, письменные договоры о полной материальной ответственности могут быть заключены предприятием, учреждением, организацией с работниками (достигшими восемнадцатилетнего возраста), занимающими должности или выполняющими работы, непосредственно связанные с хранением, обработкой, продажей (отпуском), перевозкой или применением в процессе производства переданных им ценностей. Перечень таких должностей и работ, а также типовой договор о полной индивидуальной материальной ответственности утверждаются в порядке, определяемом Кабинетом Министров Украины.

Опеределённым порядком, который упоминается в статье 135-1 Кодекса законов о труде Украины, является морально устаревшее для 2020 года Постановление Государственного Комитета Совета Министров СССР по труду и социальным вопросам Секретариата Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов «Об утверждении перечня должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми предприятием, учреждением, организацией могут заключаться письменные договоры о полной материальной ответственности за необеспечение сохранности ценностей, переданных им для хранения, обработки, продажи (отпуска), перевозки или применения в процессе производства, а также типового договора о полной индивидуальной материальной ответственности.» №447/24 от 28 декабря 1977 года (далее - Постановлением №447/24 от 28 декабря 1977 года).

Указанное выше Постановление содержит перечень должностей с работниками, которых можно заключать договоры о полной материальной ответственности.

Пользуйтесь консультацией: В 2020 году к нам вернулся техосмотр транспортных средств

Разрешено ли законодательством заключение договора о полной материальной ответственности с водителем-экспедитором?

Не смотря на то, что в классификаторе профессий (ДК 003:2010) отсутствует профессия «водитель-экспедитор», а в перечни должностей определённых Постановлением №447/24 от 28 декабря 1977 года не предусмотрено должностей водителя и водителя-экспедитора, как лиц с которыми можно заключать договоры о полной материальной ответственности – при соблюдении некоторых условий заключать подобные договоры можно.

Аналізуйте судовий акт: Водій не належить до категорії працівників, з якими згідно з ст. 135-1 КЗпП України може бути укладений договір про повну матеріальну відповідальність (ВС/КЦС, справа № 743/1641/15-ц, 29.01.18)

Статья 134 Кодекса законов о труде Украины устанавливает условия, которые дают возможность заключения договоров о полной материальной ответственности с представителями профессий отсутствующих в перечни Постановления №447/24 от 28 декабря 1977 года, а именно:

  1. наличие должности, которую работник занимает, или работы, которую он выполняет согласно с перечнем Постановления;

  2. выполнение обязательств согласно должности и выполнение работы согласно профессии должно быть непосредственно связано с хранением, обработкой, продажей (отпуском), перевозкой или применением в процессе производства переданных ему ценностей.

Согласно пункта 1.3 классификатора профессий (ДК 003:2010), профессиональные названия работ, которые приведены в этом классификаторе, рекомендуется применять при образовании новых названий профессий и должностей в связи с развитием новых видов экономической деятельности и технологий. Данный пункт говорит о том, что перечень профессий предусмотренный в классификаторе не является исчерпывающим и при образовании нового названия профессии в следствии развития новых видов экономической деятельности и технологий рекомендуется использовать названия из классификатора.

Краткий вывод: не смотря на то, что профессия «водитель-экспедитор» отсутствует в классификаторе профессий и в Постановлении №447/24 от 28 декабря 1977 года, с лицом которое занимает данную должность можно заключить договор о полной материальной ответственности при условии, если в процессе выполнения своих должностных обязанностей оно будет непосредственно связано с хранением, обработкой, продажей (отпуском), перевозкой или применением в процессе производства переданных ему ценностей.

Пользуйтесь консультацией: Восстановление утерянного (украденного) техпаспорта. Пошаговая инструкция.

Отвечает ли водитель-экспедитор за сохранность груза и автомобиль компании работодателя в случае ДТП?

Как ранее установили, что законодательством не предусмотрено заключение договора о полной материальной ответственности с водителем и водителем-экспедитором, но параллельно не разобрались в вопросе касаемо заключения подобного договора с экспедитором. Осталось установить есть ли данная должность в перечни Постановления №447/24 от 28 декабря 1977 года, а так же можно ли с ним заключить данный договор?

Да, должность экспедитора есть в перечни Постановления №447/24 от 28 декабря 1977 года и договор о полной материальной ответственности можно заключать с работником, который занимает данную должность.

Поскольку классификатор профессий (ДК 003:2010) допускает образование новых должностей, то профессия «водитель-экспедитор» имеет место быть и с лицом, которое занимает данную должность вполне можно заключить договор о полной материальной ответственности в части, которая непосредственно касается транспортного экспедирования.

Пользуйтесь консультацией: Как получить международное водительское удостоверение и зачем оно нужно

Отвечает ли водитель-экспедитор за сохранность груза в случае ДТП?

страхование ответственности экспедитораОднозначно ответить: да или нет – невозможно. Изначально неизвестно заключался ли договор о полной материальной ответственности, застрахован ли груз, кто виновник ДТП и многие другие тонкости.

Если исходить из общего правила, то:

  • водитель-экспедитор виновник ДТП, будет отвечать;
  • водитель-экспедитор потерпевший в ДТП, не будет отвечать.

Будет ли водитель-экспедитор отвечать за транспортное средство в случае ДТП и можно ли эту ответственность застраховать?

Этим вопросом рано, или поздно обеспокоивается каждый работник, который работает на должности водителя, поскольку ситуация на дороге меняется каждую секунду.

В большинстве случаев работодатель экономит средства предприятия и не страхует по программе КАСКО транспортные средства на которых осуществляют трудовую функцию работники.

Полис автогражданки (можно также встретить название как полис обязательного страхования гражданской ответственности собственников транспортных средств или ОСАГО), является обязательным при выезде на дороги общего пользования.

Если виновник ДТП работник, то автогражданка не поможет покрыть ущерб причиненный транспортному средству работодателя. Автогражданка покрывает убытки перед третьими лицами (потерпевшими в ДТП) только в том случае, когда владелец транспортного средства, которое застраховано по программе автогражданки, является виновником ДТП.

КАСКО – программа, которая позволяет застраховать транспортное средство от рисков, которые возникнут в процессе эксплуатации.

КАСКО принято разделять на: полное и частичное.

Как правило полное КАСКО включает в себя страхование от следующих рисков:

  • кража;
  • потеря застрахованного транспортного средства в результате незаконного завладения путем угона, грабежа или разбоя;
  • противоправные действия третьих лиц, не связанных с незаконным завладением застрахованным транспортным средством, а именно: уничтожение застрахованного транспортного средства в целом, повреждение, уничтожение или похищение отдельных его частей, деталей, узлов, механизмов;
  • дорожно-транспортное происшествие (ДТП);
  • стихийное бедствие;
  • удар молнии, камнепад, оползень, землетрясение, наводнение, сель, просадка грунта, оползень, завал горной породой, лавина, град, ураган, шторм, ливень, смерч, падение деревьев;
  • пожар (в том числе и поджог) или взрыв.

Частичное КАСКО, как правило выборочно состоит из рисков, которые предусмотрены в полном КАСКО.

Следует помнить, что КАСКО не покрывает риски перед третьими лицами в случае ДТП.

Полис страхования по программе КАСКО стоит в разы дороже от автогражданки и не является обязательным.

Если транспортное средство на котором работаете не застраховано по программе КАСКО, то дальше информация для вас.

Согласно предложения 1 абзаца 3 пункта 6 постановления Пленума Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел «О некоторых вопросах применения судами законодательства при разрешении споров о возмещении вреда, причиненного источником повышенной опасности» № 4 от 1 марта 2013 года, не считается лицом, осуществляющим деятельность, что является источником повышенной опасности, и не несет ответственности за ущерб перед пострадавшим, лицо, управляющее транспортным средством в связи с выполнением своих трудовых (служебных) обязанностей на основании трудового договора (контракта) с лицом, которое на соответствующем правовом основании (право собственности, иное имущественное право, договор подряда, аренды и тд.) владеет транспортным средством, если с ней заключен гражданско-правовой договор.

Согласно частей 1-2 статьи 1187 Гражданского кодекса Украины, источником повышенной опасности является деятельность, связанная с использованием, хранением или содержанием транспортных средств, механизмов и оборудования, использованием, хранением химических, радиоактивных, взрыво- и огнеопасных и других веществ, содержанием диких зверей, служебных собак и собак бойцовских пород и т.п. , что создает повышенную опасность для лица, эту деятельность осуществляет, и других лиц. Ущерб, причиненный источником повышенной опасности, возмещается лицом, которое на соответствующем правовом основании (право собственности, иное вещное право, договор подряда, аренды и т.п.) владеет транспортным средством, механизмом, другим объектом, использование, хранение или содержание которого создает повышенную опасность.

Согласно части 1 статьи 1172 Гражданского кодекса Украины, юридическое или физическое лицо возмещает вред, причиненный их работником при исполнении им своих трудовых (служебных) обязанностей.

По общему правилу, первоочередно за вред причинённый работником третьему лицу отвечает работодатель. Если суммы компенсации ущерба, который покрывает страховая не достаточно, разницу покрывает работодатель.

Перечисленное выше, никоим образом не снимает ответственности с работника и тем более не создаёт благоприятных условий для снижения качества при выполнении работником своей непосредственной трудовой функции.

Законодателем в статье 1191 Гражданского кодекса Украины так же было предусмотрено право обратного (регрессного) требования к виновному лицу. Лицо, которое возместило ущерб, причиненный другим лицом, имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом.

Читайте статью: Перевозчик и экспедитор: грани ответственности и Украинские реалии

Данную статью следует понимать так: после того, как работодатель возместит убытки причинённые третьему лицу его работником, имеет право предъявить обратное требование к работнику.

Всегда ли лицо с которым заключен договор о полной материальной ответственности будет отвечать перед работодателем в полном объёме?

Нет не всегда. Если в процессе своей трудовой деятельности, работник с которым заключен договор о полной материальной ответственности непосредственно не связан с хранением, обработкой, продажей (отпуском), перевозкой или применением в процессе производства переданных ему ценностей, то соответственно и основания для привлечения к полной материальной ответственности отсутствуют.

В данном случае будет применяться материальная ответственность в пределах среднего месячного заработка, которая предусмотрена частью 1 статьи 132 Кодекса законов о труде Украины, а именно: за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации при исполнении трудовых обязанностей, работники, кроме работников, являющихся должностными лицами, по вине которых причинен ущерб, несут материальную ответственность в размере прямого действительного ущерба, но не больше своего среднего месячного заработка.

Юридический ресурс «Протокол» («Protocol») надеется, что данная статья была для вас полезной и помогла при решении возникших сложностей. На нашем сайте «Протокол» («Protocol») вы всегда сможете найти юриста, который окажет квалифицированную, своевременную и качественную правовую помощь по доступной цене. Для того, чтоб себе подобрать специалиста, необходимо воспользоваться сервисом «Тендер на юридическую услугу». Решайте свои правовые проблемы здесь и сейчас.

Использование текста консультации без ссылки на автора запрещается и преследуется законом.

Консультацию подготовил: © Адвокат Руденко Артем Александрович

Источник: www.protocol.ua

Аналізуйте судовий акт: Порушенням визнається здійснення водієм перевезень на транспортному засобі без оформлення індивідуальної контрольної книжки водія за відсутності обов`язку облаштування тахографа (ВС/КАС, № 823/1199/17,19.03.20)

  • 8291

    Просмотров

  • 0

    Коментарии

  • 8291

    Просмотров

  • 0

    Коментарии


  • Поблагодарить Отключить рекламу

    Оставьте Ваш комментарий:

    Добавить

    Другие наши сервисы:

    • Бесплатная консультация

      Получите быстрый ответ на юридический вопрос в нашем мессенджере , который поможет Вам сориентироваться в дальнейших действиях

    • ВИДЕОЗВОНОК ЮРИСТУ

      Вы видите своего юриста и консультируетесь с ним через экран, чтобы получить услугу, Вам не нужно идти к юристу в офис

    • ОБЪЯВИТЕ СОБСТВЕННЫЙ ТЕНДЕР

      На выполнение юридической услуги и получите самое выгодное предложение

    • КАТАЛОГ ЮРИСТОВ

      Поиск исполнителя для решения Вашей проблемы по фильтрам, показателям и рейтингу

    Популярные консультации

    Смотреть все консультации
    Смотреть все консультации
    logo

    Юридические оговорки

    Protocol.ua обладает авторскими правами на информацию, размещенную на веб - страницах данного ресурса, если не указано иное. Под информацией понимаются тексты, комментарии, статьи, фотоизображения, рисунки, ящик-шота, сканы, видео, аудио, другие материалы. При использовании материалов, размещенных на веб - страницах «Протокол» наличие гиперссылки открытого для индексации поисковыми системами на protocol.ua обязательна. Под использованием понимается копирования, адаптация, рерайтинг, модификация и тому подобное.

    Полный текст