Исполнительный сбор, основное вознаграждение для частного исполнителя, другие исполнительные расходы, что с ними делать должнику, судебное обжалование

02.12.2020 | Автор: Гильдия Профессиональных Юристов
Задать вопрос автору
Присоединяйтесь к нам в социальных сетях: telegram viber youtube
Исполнительный сбор, основное вознаграждение для частного исполнителя, другие исполнительные расходы, что с ними делать должнику, судебное обжалование - 604113d93a50b73d16ce6b849d9c0ca5_5fc798490b9ff.png

Содержание:

Расходы исполнительного производства, в соответствии со статьёй 27 Закона Украины «Об исполнительном производстве», вот ссылка на него https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/1404-19 (далее по тексту – Закон), состоят из:

1. вознаграждения государственному либо частному исполнителю за исполнение решения суда (исполнительного документа). Состоит из исполнительного сбора (для государственного исполнителя) или основного вознаграждения для частного исполнителя.

Этот вид расходов является вознаграждением исполнителю за совершение мер принудительного исполнения решения (исполнительного документа);

2. другие исполнительные расходы. Состоят из авансового взноса и дополнительных расходов исполнительного производства.

По своему содержанию такие расходы являются возмещением затрат за организационные действия по осуществлению проведения исполнительного производства (исполнительных действий) и направляются исключительно на исполнение судебных решений (других документов), которые несёт государственный бюджет, взыскатель, частный исполнитель и иные лица, участвующие в исполнительном производстве, затраченные на организацию, проведение исполнительных действий и мер принудительного исполнения. Например к ним относятся: расходы на пересылку почтовой корреспонденции; печать документов и т.д. Компенсируются за счет должника.

Отождествление исполнительного сбора с исполнительными расходами является ошибкой, т.к. у них разные задачи.

Пользуйтесь консультацией: Продажа арестованного имущества должника на торгах СЕТАМ: порядок, особенности и шаблоны документов для судебной защиты

Размер и основание оплаты исполнительного сбора

Исполнительный сбор статья 27 Закона – это сбор, взымаемый за принудительное исполнение решения органами государственной исполнительной службы. Размер исполнительного сбора - составляет 10% от суммы, подлежащей принудительному взысканию, возврату или стоимости имущества, подлежащего передаче взыскателю по исполнительному документу, задолженности по уплате алиментов.

За исполнение решения неимущественного характера, сбор взыскивается в размере двух минимальных размеров заработной платы с должника - физического лица, т.е. 10 тыс. грн. по состоянию на сентябрь 2020 г. и в размере четырех минимальных размеров заработной платы с должника - юридического лица, т.е. 20 тыс. грн. (часть 3 статьи 27 Закона).

Исполнительный сбор размер, при наличии задолженности по алиментам, которой превышает сумму платежей за год, рассчитывается исходя из суммы задолженности. Постановление о взыскании исполнительного сбора, принимается после погашения задолженности по уплате алиментов в полном объеме или в случае возврата исполнительного документа взыскателю или окончании исполнительного производства на основании расчета о его начислении.

Согласно части 5 статьи 27 Закона, сбор не взымается при:

  • выполнении решения частным исполнителем;
  • конфискации имущества, взыскание периодических платежей (кроме исполнительных документов о взыскании алиментов с задолженности более чем за 12 месяцев), наложение ареста на имущество для обеспечения исковых требований, по исполнительным документами, подлежащих немедленному исполнению;
  • выполнении решений Европейского суда по правам человека;
  • исполнении решения за счет средств, предусмотренных бюджетной программой для обеспечения выполнения решений суда в порядке, установленном Законом Украины "О гарантиях государства относительно выполнения судебных решений»;
  • взыскании исполнительного сбора, взыскании расходов исполнительного производства, штрафов, наложенных исполнителем;
  • взыскании задолженности теплоснабжающих и теплогенерирующих организаций и предприятий централизованного водоснабжения и водоотведения за потребленные энергоносители.

При окончании исполнительного производства в связи с отменой решения, которое подлежало исполнению или признании судом исполнительного документа, не подлежащего исполнению, сбор не взимается, а уже взысканный сбор, подлежит возврату должнику.

Во время передачи исполнительного документа от органа государственной исполнительной службы частному исполнителю, исполнительный сбор (исполнительный сбор размер) не взимается, если он не был взыскан уже к этому моменту (возврат исполнительного сбора не происходит).

Сумма исполнительного сбора не взымается в случае окончания исполнительного производства, если решение было выполнено до вынесения постановления об открытии исполнительного производства.

Для отмены сбора, при несогласии с ним, можно обратиться в суд, про это будет говориться в заключительном разделе этой статьи.

Пользуйтесь консультацией: Что можно, а что нельзя в исполнительном производстве

Размер и основание основного вознаграждения частного исполнителя

Во исполнение статьи 31 Закона Украины «Об органах и лицах, осуществляющих принудительное исполнение судебных решений и решений других органов» постановлением Кабинета Министров Украины от 8 сентября 2016 №643 утвержден Порядок выплаты вознаграждений государственным исполнителям и их размеры и размер основного вознаграждения частного исполнителя (далее - Порядок).

Пункт 19 Порядка говорит, что частный исполнитель, обеспечивший полное или частичное исполнение исполнительного документа имущественного характера в порядке, установленном Законом, получает основное вознаграждение в размере 10% взысканной им суммы или стоимости имущества, подлежащего передачи по исполнительному документу.

Анализируя положения частей 4, 5 статьи 31 Закона Украины «Об органах и лицах, осуществляющих принудительное исполнение судебных решений и решений других органов», вопрос размера основного вознаграждения частного исполнителя зависит от суммы фактически взысканной им суммы, а не от суммы указанной в исполнительном документе.

​​Системный анализ приведенных норм дает основания для вывода, что по своему назначению основное вознаграждение частного исполнителя является вознаграждением частному исполнителю за совершение мер принудительного исполнения решения, при условии, что такие меры привели к полному или частичному исполнению решения и взимается с должника в пропорциональном фактически взимаемой суммы размере.

Аналогичная правовая позиция была изложена Верховным Судом в постановлении от 28 октября 2020 дело №640/13697/19 вот ссылка https://reyestr.court.gov.ua/Review/92482775 и 3 марта 2020 по делу №260/801/19 вот ссылка https://reyestr.court.gov.ua/Review/87963287

Для отмены основного вознаграждения частного исполнителя, при несогласии с ним, можно обратиться в суд.

Пользуйтесь консультацией: Чего бояться должнику в исполнительном производстве

Размер и виды других исполнительных расходов

Это расходы органов государственной исполнительной службы и частного исполнителя, связанные с организацией и проведением исполнительных действий по обеспечению принудительного исполнения (абзац 2 части 4 статьи 20 и часть 2 статьи 43 Закона).

Расходы органов государственной исполнительной службы осуществляются за счет средств Государственного бюджета Украины и средств исполнительного производства.

Расходы частных исполнителей осуществляются за счет авансового взноса взыскателя, взимаемых с должника средств на расходы исполнительного производства. Расходы исполнительного производства могут осуществляться частным исполнителем за счет собственных средств.

На стадии распределения взысканных с должника денежных сумм или в случае возвращения исполнительного документа взыскателю, или окончания исполнительного производства в случае необходимости принудительного взыскания с должника расходов исполнительного производства, исполнителем выносится постановление об их взыскании.

Размер и виды расходов исполнительного производства устанавливаются Министерством юстиции Украины (Приказ от 29.09.2016 №2830/5 «Об установлении видов и размеров расходов исполнительного производства»).

Виды расходов согласно указанного приказа:

  • изготовление, пересылка документов;
  • услуги лиц, привлеченных к проведению исполнительных действий;
  • услуги почтового перевода взыскателю взысканных алиментных сумм;
  • проведение розыска должника, его имущества или розыска ребенка;
  • услуги перевозки, хранения арестованного имущества, в том числе транспортировки и хранения транспортного средства на специальной площадке или стоянке;
  • банковские услуги при операциях с иностранной валютой;
  • оплата судебного сбора;
  • плата за пользование Единым государственным реестром исполнительных производств и после введения в действие статьи 8 Закона плата за пользование автоматизированной системой исполнительного производства;
  • прочие расходы, совершенные во время проведения исполнительных действий.

Исполнитель определяет размер расходов исполнительного производства на основании информации полученной от соответствующих государственных органов, а именно: соответствующие структурные подразделения (специалисты) Министерства юстиции Украины, межрегиональных управлений Министерства юстиции Украины, отвечающие за закупку товаров и услуг. Эти организации в течение пяти рабочих дней, сообщают Департамент государственной исполнительной службы о стоимости закупки единицы товара и услуги.

Размеры расходов, которые взысканы до проведения процедуры закупки соответствующих товаров и услуг, определяются на основании стоимости ранее приобретенных.

Частный исполнитель определяет размер расходов на основании документов о закупке (приобретение) соответствующих товаров и услуг.

Пользуйтесь консультацией: Исполнительное производство – это просто: порядок, сроки место исполнения решения суда

Судебный порядок обжалования при несогласии с исполнительным сбором, основным вознаграждением для частного исполнителя, другими видами исполнительных расходов

Как происходят изменения в нашей обычной жизни, так и происходят изменения в законодательстве. Это подтверждает часть 2 статьи 27 редакции Закона, которая менялась в период до 28 августа 2018 размер исполнительного сбора составлял 10% фактически взысканной суммы, а в период после 28 августа 2018 – 10% суммы, подлежащей принудительному взысканию.

Поэтому, после 28 августа 2018 отсутствует такое понятие как “предоставления исполнителем срока должнику на добровольное самостоятельное исполнение решения суда в рамках исполнительного производства”. На сегодня, должник должен успеть оплатить долг по решению суда до открытия исполнительного производства. На практике это не всегда получается и как результат, после открытия исполнительного производства на должника ложится исполнительный сбор или основное вознаграждение для частного исполнителя.

Статья 27 Закона в редакции до 28 августа 2018, уменьшала ответственность должника, по сравнению с нормами статьи 27 Закона в редакции, после 28 августа 2018, поскольку размер исполнительного сбора исчислялся 10% от фактически взысканной суммы, а не с суммы, подлежащей принудительному взысканию (аналогичный правовой вывод изложен в постановлении Верховного Суда от 28 октября 2020 дело №400/878/20, вот ссылка на это постановление https://reyestr.court.gov.ua/Review/92482735).

Если постановление о взыскании исполнительного сбора принято до 28 августа 2018, то должнику будет полезно судебная практика Большой Палаты Верховного Суда, а именно постановление от 11 марта 2020 дело №2540/3203/18, в котором суд пришёл к правовому выводу для всех судов Украины и должностных лиц: обязательными условиями оплаты исполнительного сбора является:

  1. фактическое исполнение исполнительного документа;
  2. принятие государственным исполнителем мер принудительного исполнения решений.

Суд отметил, что по своему содержанию исполнительный сбор является вознаграждением за совершение мер принудительного исполнения решения, при условии, что такие меры привели к выполнению решения.

Т.е. при неисполнении должником решения суда и невозможностью исполнителем его исполнить в принудительном порядке, исполнительный сбор статья 27 Закона с должника либо исполнительный сбор с солидарных должников - не может быть взыскан.

Разные редакции Закона, как указано выше - являются ключевым моментом при оценке перспективы судебной отмены исполнительного сбора и судебной практики Верховного Суда подлежащей применению. Это в сумме должно быть учтено должником (истцом) и его юристом перед обращением в суд.

В случаи несогласия должника с решением, действием или бездействием исполнителя по вопросам выполнения решений других органов (должностных лиц), в том числе постановлений государственного исполнителя о взыскании исполнительского сбора, постановлений частного исполнителя о взыскании основного вознаграждения, расходов и штрафов, обжалование, проводится исключительно в судебном порядке в рамках административного судопроизводства путём подачи административного иска в течении 10 рабочих дней со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении его прав, свобод или законных интересов (часть 5 статьи 74 Закона).

Если Вам нужна услуга профессионала, предлагаем воспользоваться сервисом "Тендер на юридическую помощь" от юридического портала Протокол.

Автор консультации: Гильдия профессиональных юристов - адвокат Васильев Павел Сергеевич

Источник: юридический ресурс Протокол

5093
Просмотров
0
Комментариев
Оставьте Ваш комментарий:

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для добавления комментария.


Популярные судебные решения
Популярные события
ЕСПЧ
1