Процедура первичного оценивания в судебной системе применяется впервые в мире.
О нынешнем этапе судебной реформы, первых результатах квалификационного оценивания судей и будущем конкурсе на должность судьи нового Верховного суда попросили рассказать Сергея Козьякова, главу Высшей квалификационной комиссии судей Украины:
— Откуда взялся проект с конкурсом в новый Верховный суд? История началась года полтора назад, когда после Революции достоинства огромное количество людей, а также многие политики хотели уволить всех судей в один день. Это привело бы к коллапсу судебной системы и невыполнению важнейшей конституционной функции государства в части предоставления народу такой услуги, как правосудие, пусть даже оно не всегда бывает справедливым. Причем длилось бы это не месяц или несколько месяцев, а не менее двух лет, — я вполне несу ответственность за свои слова как профессионал. Возьмем свежий пример: в соответствии с законом «О восстановлении доверия к судебной власти» были уволены все члены Высшей квалификационной комиссии судей Украины и Высшего совета юстиции. Комиссия в новом составе начала работу через девять месяцев, а Высший совет юстиции — конституционный орган — через 13 месяцев. Это что — удачный закон?
Первые недели и месяцы после принятия этого закона были страшные, нам приходилось прибегать к кризис-менеджменту, но разгрести эти завалы оказалось крайне сложно. За девять месяцев, пока комиссия не работала, накопилось около 11 тысяч нерассмотренных дисциплинарных жалоб на судей. В Высшем совете юстиции меньше, потому что их полномочия распространяются на судей Верховного суда и высших специализированных судов, а это всего 330 судей по штатному расписанию. Высшая квалификационная комиссия судей Украины рассматривает жалобы в отношении судей первой инстанции и апелляционных судов, потому и такое количество жалоб.
Это не говоря об огромном количестве других нерешенных кадровых вопросов, требующих немедленного рассмотрения. Начиная с перевода судей из зоны антитеррористической операции на мирные территории (ведь многие судьи даже чемодан не успели схватить — вынуждены были бежать оттуда), заканчивая сотнями кадровых вопросов, которые тоже зависли.
То есть в результате принятия закона прошел первый (кадровый) этап изменений — очень яркий, эффектный, которым можно было хвастаться. Но дальше, когда дошло до реализации закона, последовал полный провал, а работу двух важных органов пришлось восстанавливать много месяцев.
Кстати, есть пример, когда в Европе, в одной из балканских стран были уволены все судьи сразу — 600 человек. Затем они восстановились через Конституционный суд. А пока они восстанавливались, было набрано 600 новых судей. И теперь там вместо 600 судей — 1200. У нас была бы похожая история, только уже 8 тысяч судей могли бы восстановиться. Кроме того, Украина заплатила бы на основании решения Европейского суда по правам человека за каждое проигранное дело определенную суму в евро.
Поэтому вместо идеи «уволить всех сразу» была предложена альтернатива — провести так называемое первичное квалификационное оценивание судей. Это та процедура, которую очень часто, в том числе профессионалы, ошибочно называют переаттестацией, хотя переаттестация — это совсем другое.
Protocol.ua є власником авторських прав на інформацію, розміщену на веб - сторінках даного ресурсу, якщо не вказано інше. Під інформацією розуміються тексти, коментарі, статті, фотозображення, малюнки, ящик-шота, скани, відео, аудіо, інші матеріали. При використанні матеріалів, розміщених на веб - сторінках «Протокол» наявність гіперпосилання відкритого для індексації пошуковими системами на protocol.ua обов`язкове. Під використанням розуміється копіювання, адаптація, рерайтинг, модифікація тощо.
Повний текстCopyright © 2014-2025 «Протокол». Всі права захищені.