Это был первый визит Путина в страну, подписавшую Римский статут МУС, с марта 2023 года, когда суд выдал ордер на арест президента РФ. 3 сентября он покинул Монголию.
Никак — у МУС нет такой возможности.
Система МУС, как и других международно-правовых институтов, основана на ожидании добросовестного поведения со стороны государств-членов, объясняет «Медузе» эксперт по международному праву, исследователь Кёльнского университета Глеб Богуш. Это не особенность МУС — так работает большинство международных организаций. Из этого правила есть исключения, но даже они работают неидеально, продолжает Богуш: например, Совет безопасности ООН может накладывать на государства принудительные меры, но постоянные члены Совета имеют возможность их не исполнять.
МУС не может повлиять на Монголию даже в рамках собственной деятельности.
В декабре 2023 года судья Верховного суда Монголии Эрдэнэбалсурэн Дамдин стал судьей МУС — впервые в истории страны. Как обратила внимание журналистка Фарида Рустамова, монгольский президент Ухнаагийн Хурэлсух, который и пригласил Путина в гости, тогда заявил, что избрание первого монгольского судьи в МУС — это «признак роста и укрепления репутации страны на международной арене и доверия международных организаций к Монголии».
Однако МУС не может прекратить полномочия Дамдина — судьи МУС только номинируются определенным государством, но работают в личном качестве, говорит Глеб Богуш. Избирают их государства-участники. Можно было бы представить, что монгольского судью не переизберут, но это и без того невозможно — судьи МУС работают только один девятилетний срок, который в случае Дамдина начался совсем недавно, в 2024 году.
При этом Ассамблея государств-участников МУС может осудить решение Монголии не соблюдать свои обязательства. Однако никаких серьезных последствий, таких как санкции, для страны-нарушителя не предусмотрено, объясняет Богуш:
Ассамблея порицает определенное государство и дает рекомендации выполнять Римский статут и соблюдать его положения. Основные последствия для Монголии могут быть репутационными — этот эпизод останется в истории.
Это очень сложно себе представить.
Как объясняет «Медузе» правозащитник Станислав Дмитриевский, Римский статут не проясняет, какие меры могут быть наложены на нарушителя. Исключение из числа участников МУС документом прямо не предусмотрено, но теоретически это могут быть любые санкции, которые захотят наложить участники — и которые не противоречат международному праву. При этом Дмитриевский сомневается, что исключение государства из Ассамблеи может произойти:
Отказы государств-участников сотрудничать в исполнении ордеров на арест случались и раньше, но ни к каким серьезным последствиям для нарушителей это пока не привело. Дело в том, что такого рода «наказание» — вопрос уже не столько правовой, сколько политический. Вступают в силу соображения баланса интересов.
Protocol.ua є власником авторських прав на інформацію, розміщену на веб - сторінках даного ресурсу, якщо не вказано інше. Під інформацією розуміються тексти, коментарі, статті, фотозображення, малюнки, ящик-шота, скани, відео, аудіо, інші матеріали. При використанні матеріалів, розміщених на веб - сторінках «Протокол» наявність гіперпосилання відкритого для індексації пошуковими системами на protocol.ua обов`язкове. Під використанням розуміється копіювання, адаптація, рерайтинг, модифікація тощо.
Повний текстCopyright © 2014-2025 «Протокол». Всі права захищені.