«Найди юриста! В любое время! В любом месте!» - этот слоган в том или ином варианте обыгрывается практически в каждом онлайн-агрегаторе правовых услуг, или как их еще называют юридических маркетплейсах.
Оглавление:
Начиная с 2008 года, в мире было запущено более 380 юридических маркетплейсов, в том числе около 40 – на постсоветском пространстве. Однако «взлетели» далеко не все из них, более того, реально прибыльными и действующими, является не так уж и много. Причем это касается не только Украины, где legaltech только набирает обороты, но и США, где совокупный размер инвестиций в сферу онлайн-поиска юристов исчисляется сотнями миллионов долларов. Энтузиасты создания юридических маркетплейсов уверены – рано или поздно, но все правовые сделки будут совершаться только онлайн. Поэтому никто не собирается останавливаться на достигнутом. Отметим также, что всего на сегодня известно около 1338 лигалтех-стартапов, часть из которых уже закрылась, несмотря на значительные инвестиции (тот же Atrium, получивший 75 млн у.е. инвестиций), но все еще надеющихся на успех в смежных сферах https://angel.co/legal-tech-1
Сейчас развитие инноваций идет по следующим направлениям:
Чтобы убедиться в этом, ознакомимся с основными игроками на рынке, каких успехов они уже достигли и какие проблемы все еще предстоит решить.
Одна из последних попыток переосмысления роли юридического маркетплейса – запуск несколько лет назад США проекта UpCounsel (офис – Сан-Франциско, объем инвестиций - USD 26M, основные инвесторы - Iowa City Capital Partners, Runway Venture Partners, Collaborative Fund). В проекте используется механика Upwork. Пользователь либо выбирает по фильтрам и отзывам конкретного юриста, либо пишет запрос всем желающим, что-то вроде: «Нужна разовая консультация о разводе» или «Ищу юриста на неполный рабочий день для просмотра договоров в бизнесе». Разработчики решили уйти от решения самых простых юридических действий, и поэтому для формирования заявки заказчик отвечает на непривычно большое количество вопросов. С одной стороны, исполнитель получает уже хорошо оформленный лид. Заинтересовавшиеся работой юристы возвращаются с коммерческим предложением, заказчик с ними торгуется и выбирает идеальный вариант. С другой стороны, многие потенциальные клиенты не привыкли так долго готовиться к «ожиданию» поиска юриста, им хочется найти юриста (и\или решение своей проблемы) в один клик. Для сравнения: постановка заявки на поиск программиста занимает 1-1,5 минуты, а юриста — 6-7, что фантастически долго для 2020 года. Если это осознанное решение, то вероятно, связано с ценой времени исполнителя. Программист из Индии за $20 в час пусть разбирается во всём сам, а адвокату со ставкой $250 с сортировкой поможет сервис, пусть и за счёт чуть раздражённого пользователя.
Читайте статью: Судебный бизнес при помощи IT-технологий: золотое дно для продвинутых инвесторов!
Стартап также проверяет юристов на необходимые лицензии. Реклама обещает также скрининг по квалификации и отбор только лучших из лучших, но, кажется, в этом месте лукавит. В остальном — всё как и везде, что-то новое тут придумать сложно. Кроме как мы уже говорили, своей собственной ниши.
Схема работы любого юридического маркетплейса не так уж и сложна: как можно быстрее найти квалифицированного юриста, который подойдет для решения проблемы.
Чтобы решить эту проблему, необходимо систематизировать информацию по ряду ключевых критериев. Для клиента – это специализацию юриста, стоимость его услуг и репутация. Со стороны юристов тоже есть ряд сложностей. Например, необходимо идеально подобрать финансовый порог «входа» в тот или иной маркетплейс. В том числе, сразу сообщить: входят ли в стоимость входа (абонплаты) рекламные и\или маркетинговые услуги для продвижения профиля того или иного специалиста. Для украинского юриста эти затраты не критичны, но вот европейская фирма в среднем тратит около 12 000 евро на одного юриста в год на привлечение клиентов. Это и участие юриста на конференциях в качестве спикера, и проплаченные публикации в СМИ, и посещение закрытых сообществ, где собираются потенциальные клиенты. Все эти расходы делает юрфирма, чтобы ее работник налаживал контакты. Второе - и главное для абсолютно любого юридического маркетплейса – это резкое снижение затрат на неюридическое работу (прежде всего, речь идет о расходах на офис). Если маркетплейс успешно автоматизирует даже такой простой момент как переписка с потенциальными клиентами (уточнение запроса, проверка клиента, исследования по истории его бизнеса или компании), то уже позволит снизить стоимость юруслуг на 15-25%. И, в-третьих, как бы это банально не звучало, но часто в бизнесе просто не знают, какие есть опции на юридическом рынке, и поэтому часто переплачивают. Классический пример, который гуляет по СМИ, касается того, как за открытие представительства юрлица в Швейцарии «оффлайн» фирмы берут в среднем от 4000 евро, в то время как уже несколько лет есть онлайн-сервис, позволяющий сделать то же самое за 500 евро.
Protocol.ua обладает авторскими правами на информацию, размещенную на веб - страницах данного ресурса, если не указано иное. Под информацией понимаются тексты, комментарии, статьи, фотоизображения, рисунки, ящик-шота, сканы, видео, аудио, другие материалы. При использовании материалов, размещенных на веб - страницах «Протокол» наличие гиперссылки открытого для индексации поисковыми системами на protocol.ua обязательна. Под использованием понимается копирования, адаптация, рерайтинг, модификация и тому подобное.
Полный текстCopyright © 2014-2025 «Протокол». Все права защищены.