Суды административной юрисдикции, в первую очередь, призваны защищать права граждан от произвола государства. Учитывая задачи административного судопроизводства, субъект властных полномочий в админсуде, как правило, выступает в статусе ответчика. (Джерело: Судебно-юридическая газета)
Но в определенных случаях он может быть также истцом по делу. Субъекты властных полномочий имеют право обратиться в административный суд в случаях, определенных Конституцией и законами Украины (ч. 4 ст. 5 КАСУ), и с целью реализации возложенных на них полномочий.
К примеру, «налоговая» может обращаться в административный суд о взыскании налогового долга с ФОПа (и тут стоит напомнить, что в Госбюджет на 2022 год заложили увеличение расходов за счет реализации принятого 30 ноября Верховной Радой закона 5600 о повышении налогов и о запрете выезда за границу налоговым должникам).
При этом сейчас госорганы в случае выигрыша дела в суде не могут взыскивать с ответчика судебный сбор.
Так, согласно статье 139 Кодекса административного судопроизводства, которая регулирует распределение судебных расходов, государственный орган (или другой субъект властных полномочий) в случае выигрыша дела может взыскать с ответчика исключительно расходы, связанные с привлечением свидетелей и проведением экспертиз.
А при частичном удовлетворении иска, когда судебные расходы возлагаются на обе стороны пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, суд не включает в состав судебных расходов, подлежащих распределению, расходы субъекта властных полномочий на правовую помощь адвоката и уплату судебного сбора.
Но, как известно, сейчас перед правительством стоит задача искать средства повсюду.
В связи с этим Кабмин внес, а профильный Комитет Верховной Рады по вопросам правовой политики 2 декабря рекомендовал принять во втором чтении законопроект 4255, по которому госорганы смогут взыскивать судебный сбор.
Так, предлагается, чтобы при удовлетворении иска субъекта властных полномочий с ответчика взыскивались судебные расходы властного субъекта на уплату судебного сбора.
А при частичном удовлетворении иска властный субъект также мог получить компенсацию своих судебных расходов (пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований).
Хотя депутаты от «Слуги народа» и говорят, что физические и юридические лица не пострадают от этого закона, поскольку они редко подпадают под роль ответчика в админпроцессе, однако юристы восприняли этот законопроект неоднозначно. А именно, он противоречат целям и задачам административного судопроизводства, которое изначально создавалось не для того, чтобы государство судилось с гражданами и бизнесом, а для защиты последних от произвола органов власти.
Protocol.ua обладает авторскими правами на информацию, размещенную на веб - страницах данного ресурса, если не указано иное. Под информацией понимаются тексты, комментарии, статьи, фотоизображения, рисунки, ящик-шота, сканы, видео, аудио, другие материалы. При использовании материалов, размещенных на веб - страницах «Протокол» наличие гиперссылки открытого для индексации поисковыми системами на protocol.ua обязательна. Под использованием понимается копирования, адаптация, рерайтинг, модификация и тому подобное.
Полный текстCopyright © 2014-2025 «Протокол». Все права защищены.